Настоящее имя Геракла, данное ему при рождении, было Палемон. Часто пишут, что его звали Алкид, но это не имя, а "дедчество" (по аналогии с отчеством), означающее "потомок Алкея" – дедушка у него был Алкей Персеевич. Персею – тому самому, Горгоноубийце – Геракл, таким образом, приходится правнуком. Подвиги его, в отличие от деяний большинства небожителей, просты и понятны людям: Геракл якобы лично участвовал в экспедиции "Арго", кувыркался с борцами на Олимпийских играх (которые сам же и придумал), кроил головы врагов дубиной в Первой Троянской, треножник как-то из храма Аполлона спёр, припадками страдал… И помер, как простой герой: согласно Птолемею Гефестиону, в 50 лет, обнаружив, что больше не может натянуть свой лук и не желая бесславно мреть от старости, сам шагнул в огонь.
Слева – Аполлон пытается отобрать у Геракла попяченный треножник, справа – римский Геркулес с Бычьего Форума.
Половину историй о его подвигах из "классической дюжины" – поимку ланей, вепрей и прочей живности – даже мифами назвать сложно: это по сути слегка приукрашенные рассказы об удачной охоте. Вторая половина повествует о трофеях, принесенных из удачных набегов. А в самом первом его "взрослом" подвиге – убийстве киферонского льва (если кто забыл – львов за Гераклом числится минимум два: немейского он завалил на службе Эврисфея, а киферонского – едва став совершеннолетним) – специалисты усматривают отголоски обряда инициации у охотничьих племен. Если Громовержец – бог воинов, а Аполлон – бог ранних земледельцев, то Геракл изначально – бог охотников, причем символизирующий не природное, а человеческое начало. Точнее, не бог даже, а обожествленный герой-предок – здоровенный, с простым оружием, в шкуре первого убитого зверя, периодически впадающий в состояние берсерка…
Отношения Геракла с феминистками (слева) и адскими псами (справа).
Традиции известен и Геракл-персонаж комедии и народных фарсов – весельчак, кутила, обжора, но временами и строгий аскет, отвергнувший наслаждения и роскошь. Мифологическая биография Геракла намекает и на его связь с Нижним миром, а также содержит множество эпизодов, вообще не вписывающихся ни в один из стереотипов, то возвышающих его до уровня божества, то уравнивающих с простым смертным.
Подвиги Геракла (Эллада):
• 1 - Геракл убивает Немейского льва
• 2 - Геракл убивает Лернейскую гидру
• 3 - Геракл разгоняет Стимфалийских птиц
• 4 - Геракл ловит Керинейскую лань
• 5 - Геракл ловит Эриманфского вепря
• 6 - Геракл чистит авгиевы конюшни
• 12 - Геракл выводит из Аида Кербера
Видимо, какой-то исторический (или доисторический) герой, послуживший прототипом для Геракла и впоследствии обожествленный, действительно существовал. И если это так, то родом он был, возможно, откуда-то с Северного Причерноморья – во всяком случае, его потомками считали себя (и историки относятся к этому вполне серьезно) несколько царских родов, потомков легендарного Гилла, пришедшего на Пелопоннес во главе дорийцев в конце бронзового века (XIII—XII вв. до н. э.) как раз оттуда. Сами Гераклиды, правда, утверждали, что их род был в незапамятные времена (после смерти прародителя) изгнан из Микен Эврисфеем, и они, приведя дорийцев, лишь брали своё… но это, возможно, лишь байка, сочиненная для пущей легитимности их правления.
Подвиги Геракла (Ойкумена):
• 7 - Геракл укрощает Критского быка
• 8 - Геракл ловит кобылиц Диомеда
• 9 - Геракл добывает пояс Ипполиты
• 10 - Геракл похищает коров Гериона
• 11 - Геракл достает яблоки Гесперид
Так или иначе, в результате дорийского нашествия произошло то, о чем мечтал Гермес в советском мультике про Персея: "кое-кому на Олимпе пришлось потесниться" – Геракл был принят в закрытую в общем-то компанию верховных богов-олимпийцев. А куда деваться – потомки Геракла воцарились в нескольких влиятельных царствах, например, в Арголиде и Спарте. А будучи богом, близким к народу, по числу посвященных ему храмов наш герой быстро обогнал большинство своих коллег по античному пантеону.
Прямой потомок Геракла!!111
Помимо Спарты от Геракла вела свой род и династия македонских царей – через царей Аргоса, от которых в свое время ответвилась – а значит, и сам Александр Великий. Поэтому неудивительно, что у греческо-македонских диаспор, оставшихся проживать на территории осколков созданной Александром (и распавшейся сразу после его смерти) империи, Геракл был одним из наиболее почитаемых божеств.
Картинка иллюстрирует путешествие Геракла в Азию… хоть самого Геракла на картинке и нет.
Одним из таких осколков – и самым крупным – была империя Селевкидов, а после ее распада в 250 до н. э. – т.н. Греко-бактрийское царство, занимавшее часть территории современных Узбекистана, Таджикистана и Афганистана.
Греко-македонцы, занимавшие в нем высшие военные и административные посты и бережно сохранявшие культуру своих предков, поддерживали дружеские отношения с индийской империей Маурьев, плодотворно обмениваясь знаниями, более того – многие греки с энтузиазмом восприняли идеи как раз набиравшего тогда силу буддизма и внесли немалый вклад в его распространение. Когда же в результате переворота в 180 до н.э. династия Маурьев была свергнута и индийские брахманы начали притеснять буддистов, греки под предлогом помощи последним вторглись в Индию, дошли аж до Паталипутры и основали Индо-греческое царство, породившее удивительный сплав культур, называемый ныне "греко-буддизм". Первые известные антропоморфные изображения Будды появились именно в результате греко-буддистского взаимовлияния. (до этого Будда изображался только через символы: пустой трон, дерево просветления, следы Будды, колесо дхармы и пр.):
Будда носит греческую тогу, покрывающую оба плеча (или точнее более лёгкий гиматий), стоит в характерной позе контрапоста; у него кудрявая причёска, стилизованная под средиземноморские, с пучком волос (ушниша), напоминающим многие изображения Аполлона; видна тщательная, выверенная работа над чертами лица, не характерная для Азии, но свойственная греческому реализму.
А что же Геракл – мы вроде как о нем говорили? В удивительном новом мире нашлось место и ему – он устроился к Будде… телохранителем. Я не шучу – классический Геракл, в шкуре или тунике и с дубиной-ваджрой, послужил прообразом для Ваджрапани ("держащего ваджру") – бодхисатвы-защитника Будды, заодно символизирующего могущество своего подзащитного. Да вот, любуйтесь, пара барельефов из Гандхары, 2 в. н.э.:
В Палийском каноне приводится пример профессиональной деятельности Геракла на этом поприще: "молодой брамин по имени Амбата посетил Будду и оскорбил его, говоря, что клан Шакья, из которого был родом Будда, является жалким и низким и должен преклоняться перед браминами. В ответ Будда спросил брамина, не ведет ли его семья происхождение от «рабыни Шакья». Амбата продолжил оскорблять Будду, не отвечая на его вопрос. Когда Будда не получил ответа и во второй раз, он предупредил Амбату, что его голова будет разбита на кусочки, если он не ответит и в третий раз. Амбата испугался, увидев Ваджрапани проявляющегося над головой Будды, и готового ударить брамина своей ваджрой, и быстро объяснился".
Более поздние интерпретации
С 6-го века буддизм Махаяны распространился в Китай, Корею и Японию, и Ваджрапани повсюду сопровождал своего патрона. В Китае он с восьмого столетия сделался ни много ни мало святым покровителем монастыря Шаолинь (внизу слева). В Японии же Ваджрапани известен как Сюконгосин ("бог, держащий алмазный жезл" – внизу справа), гневное и мощное божество-охранитель Будды. Он стоит сегодня у входа многих буддийских храмов в виде двух грозных статуй-нио, похожих на борцов. У одной статуи рот открыт, у другой закрыт, символизируя соответственно священные слоги "Аум" и "Хум" - как бы одно божество в двух фазах. Вот так и получилось, что наш герой единственным из олимпийцев до сих пор сохраняет статус божества. Хоть и в эмиграции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий