четверг, 26 июля 2012 г.

Растительные адаптогены.





Адаптогены.
Это лекарственные средства, облегчающие адаптацию (приспособление) организма к различным неблагоприятным воздействиям. Такие средства способны предупредить заболевание или способствовать более легкому его течению. Не являясь лекарствами от какой бы то ни было отдельной болезни, они при многих болезнях могут помочь.
Широкое изучение адаптогенов началось после II мировой войны. В нем приняли участие многие десятки исследователей, работавших во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Томске, Уфе, Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны. Адаптогенное действие синтетических веществ было обнаружено в тогдашнем Ленинграде, адаптогенное действие растительных средств - во Владивостоке.
С растительными адаптогенами случилось приблизительно так. Приехавший на Дальний Восток молодой врач хотел в свободное от работы время заниматься научными исследованиями. Его внимание привлек женьшень, настойку которого он проверял, еще будучи студентом. Обзаведясь необходимым оснащением, он решил сначала выполнить какое-нибудь простейшее исследование на животных. По результатам проведенных экспериментов он установил, что женьшень способен предупреждать воспалительные реакции в организме.
Оставался небольшой шажок до широкого развертывания исследований адаптогенного действия растительных препаратов и много, много лет до того, как слово "адаптогены" получило широкое распространение и признание.
Итак, женьшень способен предупреждать воспалительные реакции. Последующие эксперименты, когда воспаление у животных вызывалось многими разнообразными воздействиями, полностью подтвердили это первоначальное наблюдений. Оказалось далее, что женьшень может предупредить или по крайней мере ослабить действие многих ядовитых веществ, может повысить устойчивость организма к перегрузкам, к действию радиации и ко многим другим факторам, способным вызвать болезнь. Чтобы избежать длительного перечисления воздействий, стали говорить, что женьшень повышает устойчивость к действию широкого круга факторов химической, физической и биологической природы.
Располагая средством с такими замечательными свойствами, самое время было бы рекомендовать его для предупреждения сразу множества болезней, поскольку почти все они возникают под влиянием факторов химической, физической либо биологической природы. Если не предупредит женьшень заболевание, то по крайней мере не даст ему разгореться с полной силой. И то польза!
Для такой рекомендации недоставало сущей малости: женьшеня. Являясь весьма популярным лекарственным растением Восточной и Юго-Восточной Азии, женьшень интенсивно заготовлялся на протяжении многих веков. Уже давно были серьезно подорваны его природные ресурсы, а к моменту широких исследований растение вообще оказалось перед угрозой исчезновения. Женьшень включен в Красную книгу, хотя, это следовало сделать лет за 500 до ее издания. Нынешних годовых заготовок таежного женьшеня не хватит для того, чтобы жители одного только Дальнего Востока хотя бы по одному разу приняли его настойку. Значит, нужно было искать выход из сложившегося положения.
Простейший вариант - использование женьшеня, выращенного на плантациях. Оно широко развернулось после того, как убедились, что культивированный женьшень действует на организм в общем так же, как таежный, хотя подчас и несколько слабее. Ведется промышленное выращивание женьшеня на плантациях, выращивают его некоторые энтузиасты-огородники. Сообщалось о любителях, которые выращивают женьшень в цветочных горшках у себя дома. Эти любители, конечно, погоду не делают. А на плантациях можно вырастить любое нужное количество корней. Требуется только время: для достижения корнями товарной ценности необходимо несколько лет.
Еще один вариант основан на том, что при соответствующих условиях растительные клетки могут расти и размножаться сами по себе, "в отрыве" от растения. Получилось и культивирование клеток корней женьшеня. При этом в клетках накапливаются многие вещества, характерные для обычных корней. Выгода методики - ее быстрота: клетки корней "в пробирке" созревают во много раз быстрее, чем корни на плантации. Наконец, ведутся работы по синтезу действующих веществ женьшеня. Их успешное завершение сулит нам полную независимость от природы. Эти работы, однако, продвигаются медленнее, чем хотелось бы. Отдельные вещества, впрочем, получены.
Кроме женьшеня, ученые нашли много других растений, препараты которых тоже обладают адаптогенными свойствами. Это - аралия маньчжурская, заманиха высокая, элеутерококк колючий, родиола розовая, лимонник китайский и некоторые другие. Адаптогенное действие аралии, заманихи и элеутерококка было сразу воспринято как должное, поскольку эти растения ботанически родственны женьшеню: все они относятся к семейству аралиевых. Родиола среди них - чужак: она относится к семейству толстянковых и сродни не женьшеню, а известной многим из нас с детских лет так называемой "заячьей капусте". Это, однако, не мешает ей действовать подобно женьшеню.
Пример родиолы показывает, что адаптогенное действие не является исключительной принадлежностью растений семейства аралиевых. Это позволяет предположить возможность обнаружения адаптогенов и среди растений, относящихся к другим семействам. Такие находки позволили бы спасти аралиевые,- в окрестностях населенных пунктов практически не встречается элеутерококк, серьезно уменьшились природные запасы заманихи.
Так почему же развивается адаптогенный эффект? Решить эту задачу пока не удалось, хотя попыток предпринято немало.
Назрела нужда уточнить даже требования, которым должны удовлетворять медикаменты такого рода. Эти требования были сформулированы около 30 лет тому назад и не всегда согласуются с накопленными за последующее время данными.
Первое требование - о безвредности - не может вызвать никаких возражений. При этом оговаривается однако, что адаптогены не должны вызывать существенных изменений нормальных функций организма. Поскольку применяемые в настоящее время адаптогены являются стимуляторами центральной нервной системы и в большей или меньшей степени повышают работоспособность, этим дополнительным требованием, по-видимому, можно пренебречь. Остается требование безвредности - универсальное требование к медикаментам любого типа действия.
Второе требование уже упоминалось ранее. Оно гласит, что адаптогены должны повышать сопротивляемость организма к вредному действию факторов химической, физической и биологической природы. В этом случае изменений и дополнений не требуется: именно это требование и определяет понятие "адаптогены".
Третье требование гласит, что действие адаптогена должно быть тем более выражено, чем более глубоки неблагоприятные сдвиги в организме. Хотя, нетрудно представить ситуацию, когда неблагоприятные сдвиги в организме очень велики (например, при инфаркте миокарда), а существенного эффекта адаптогенов ожидать не приходится.
В соответствии с четвертым требованием адаптоген должен обладать нормализующим действием независимо от направленности предшествующих сдвигов. Это требование не всегда выполняется при взаимодействии адаптогенов с другими лекарствами. В частности, являясь стимуляторами центральной нервной системы, адаптогены способны усиливать действие других веществ ее возбуждающих. Поэтому четвертое требование тоже нуждается в уточнении.
Итак, одно из предназначений адаптогенов - предупреждение заболеваний. Это совсем не значит, что все их должны пожизненно принимать, чтобы не болеть. Имеются в виду ситуации когда человек сталкивается с реальной угрозой заболевания. Например в холодное время года для человека, часто болеющего воспалением легких. Можно было бы привести много подобных примеров. В соответствующих случаях врач рекомендует применение какого-то адаптогена.
Следует оговориться однако, что при угрозе инфекционных заболеваний уместна только специфическая профилактика: для предупреждения дифтерии, клещевого энцефалита, например, рекомендуются не адаптогены, а соответствующие прививки.
Другое предназначение адаптогенов - ускорить выздоровление после какой-либо тяжелой изнуряющей болезни. Обычно это достигается при санаторно-курортном лечении.

Применение адаптогенов.

Женьшень.
В аптеки поступает спиртовая настойка корней, которую рекомендуется принимать по 15 - 25 капель 3 раза в день перед едой. Иногда рекомендуют и более высокие дозы, достигающие 0,25 - 0,5 г в пересчете на сухой корень. Курс лечения длится от 2 недель до месяца. Всего проводится от 2 до 5 курсов в зависимости от состояния больного. Между курсами делают перерывы в полторы - две недели. Для женьшеня характерна сезонность действия. Наиболее эффективен он осенью и зимой. Тем не менее в весенне-летнем периоде следует принимать его в меньших количествах, особенно при сердечно-сосудистых и нервных заболеваниях. Известны случаи, когда летние приемы женьшеня давали эффект, противоположный ожидавшемуся. Для других адаптогенных растений сезонность действия не описана.

3аманиха.
Поступающую в аптеки настойку заманихи принимают по 30 - 40 капель перед едой. Длительность курсов лечения и перерывы между ними такие же, как у женьшеня.

Аралия.
Настойку корней аралии принимают в таких же дозах, как и настойку заманихи. В аптеки поступают также таблетки "Сапарал", содержащий комплекс главных действующих вещества настойки - аралозидов А, В и С. Возможность использования сапарала как адаптогенного средства нуждается в изучении.

Элеутерококк.
Адаптогенное действие поступающего в аптеки жидкого экстракта элеутерококка изучено, пожалуй, даже более подробно, чем действие женьшеня. Препарат принимают по 20 - 40 капель перед едой. Курс лечения длится 3 - 4 недели. Возможны повторные курсы после 2 - 3-недельного перерыва. Детям экстракт элеутерококка дают из расчета 1 капля препарата на 1 год возраста.

Родиола (3олотой корень).
Промышленность выпускает жидкий экстракт родиолы, который принимают по 5 - 10 капель за полчаса до еды. Курс лечения длится 2 - 3 недели.

Употребление для торча.
Если замиксовать все эти адаптогены, то будет торч почти как от небольшого количества спидов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий