Пауль Андерсон не смотря на то что был олимпийским чемпионом по тяжелой атлетике, является отцом пауэрлифтинга, после ухода из тяжелой атлетики он колесил по штатам со своими силовыми представлениями, именно благодаря ему пауэрлифтинг сформировался как отдельный вид спорта.
ПРОПОВЕДИ ПАУЛЯ АНДЕРСОНА
(Статья взята из журнала «Спортивная жизнь России»
Этого человека помнят лишь знатоки спорта со стажем. А в середине 50- х имя Андерсона гремело, и это была слава вселенская. Его достижения поражали воображение.
На свет божий будущий “подъемный кран” появился 17 октября 1932 года в городке Токкоа, что в штате Джорджия. Его отец, ничем, кстати, не примечательный в физическом отношении, работал строителем гидростанций, что обрекало Андерсонов на постоянные переезды. Поэтому большую часть жизни Пауль Андерсон прожил в жаркой Атланте, где и начал играть в американский футбол.
Но годам к двадцати Пауль, имея 175 см роста, начал стремительно прибавлять в весе, который со временем достиг 176 кг, что, конечно же, снизило его выносливость и резкость. Тогда же его родной дядя подарил Паулю штангу, и молодой силач занялся тяжелой атлетикой. То, что произошло позднее, не поддается осмыслению: менее чем за три года Пауль Андерсон становится самым сильным человеком планеты.
В те годы рубеж в 500 кг в тяжелоатлетическом троеборье выглядел нереальным. Скажем, олимпийский чемпион 1952 года Джон Дэвис (США) набрал 460 кг, а непосредственный предшественник Андерсона – знаменитый Норберт Шеманский, с которым позднее не раз состязался Юрий Власов, на чемпионате мира 1954 года имел 487,5 кг, и эту сумму считали великолепной.
Поэтому нетрудно вообразить меру всеобщего потрясения, когда американские агентства сообщили, что на состязаниях в Южной Каролине некий Андерсен собрал 518,5 кг!
Но по тогдашним правилам мировые рекорды фиксировались лишь на олимпийских турнирах, чемпионатах мира и Европы. Поэтому все с нетерпением ждали появления Андерсона в Мюнхене, где в 1955 году должен был пройти мировой чемпионат. Там 23- летний американец легко выигрывает золотую медаль с результатом 512,5 кг, и эта сумма была утверждена в качестве мирового рекорда. В отдельных движениях Андерсон оставил два мировых рекорда: жим – 185,5 кг, толчок – 196,5 кг.
Но и эти, феноменальные по тогдашним представлениям достижения, были намного ниже его реальных возможностей. Увы, на чемпионатах мира этот уникум больше не выступал, а его участие в олимпийском турнире – случай особый. Надо отметить, что в Пауле сидели задатки шоумена, он с особым подъемом участвовал в показательных выступлениях, а вскоре вообще ушел со своими силовыми номерами на эстраду.
Кстати, именно в 1955 году, самом блистательном для него, Пауль Андерсон побывал в Москве с командой американских штангистов, которую привез легендарный меценат Боб Гофман. Это был дождливый июльский день, но 12 тысяч москвичей забили открытый Зеленый Театр ЦПКиО. Он не обманул ожиданий, поднял в сумме 518 кг, и опять же легко.
Его появление в Москве изменило наше представление об Андерсоне. О нем писали сугубо с классовых, так сказать, позиций, подавая Пауля как некоего монстра, обрюзгшего и медлительного, умственно ограниченного. Он же предстал довольно жизнерадостным и подвижным, всегда готовым к шутке. Что же касается его габаритов, то – да, это был человек- гора. Но знающие люди отметили, что это вовсе не бесполезное месиво жира, а весьма мощные, упругие мышцы. Да и как другими поднимать рекордные веса?
На олимпийском турнире 1956 года в Мельбурне он постоял у самой пропасти. У нас об этом почему- то не писали, но там Андерсон вышел на помост в день обострения болезни горла. Боб Гофман сунул Паулю градусник, а затем чуть не упал в обморок – температура у олимпийского фаворита поднялась за 39 градусов. Из- за болезни он и весил непривычно мало – 137 кг.
Одним словом, все пошло к поражению американского тяжеловеса, что наверняка стало бы главной сенсацией Игр. Аргентинец Умберто Сильветти, пробующий себя в кино и эстрадном пении, нежданно- негаданно для всех и для себя, выиграл в жиме 7,5 кг. Этот огромный, добродушный толстяк, напоминающий рекламного дядьку с кружкой пива, мог бы в первом же движении умертвить Андерсона, но не сумел четко зафиксировать уже поднятые 180 кг.
В рывке оба поднимают по 145. Последнее движение – толчок. Сильветти останавливается на 180 кг. Пауль заказывает 187,5 кг и, надо отдать ему должное, нечеловеческим усилием поднимает вес. Парадокс, но человек- гора выигрывает олимпийский турнир именно за счет более скромного веса.
Там же Андерсон заявляет, что он уходит из любительского спорта, полагая, что турниры слишком уж выматывают физически и морально. Теперь он разъезжает по США с номерами различной демонстрации силы. Некоторые упражнения вызывают восхищение и сегодня. В силовом троеборье он выдал такую ослепительную серию: приседания с весом 544 кг, жим лежа – 284 кг, и, наконец, тяга – 371 кг. В сумме это дало 1 199 кг, а это рекорд, не побитый по сей день. Для сравнения скажу, что лучшая сумма, зарегистрированная официально Федерацией пауэрлифтинга США в 1994 году, принадлежит американцу Г. Хейси – 1 148 кг.
Еще один феноменальный рекорд Андерсона зафиксирован в Книге Гиннесса: отрыв плечами от стоек безо всяких приспособлений поистине чудовищного веса – 2 844 кг, почти три тонны! По всей видимости, физические возможности Андерсона больше соответствовали именно таким упражнениям, а не классическому троеборью штангистов, хотя и на любительском помосте он достиг наивысших результатов.
Кроме того, Пауль неплохо зарабатывал своего рода цирковыми номерами, которые особенно нравились публике. Американцы были в восторге, когда Андерсон приседал и поднимался с двумя сейфами, соединенными осью и забитыми 13 тысячами серебряных долларов – их мог получить любой зритель, если бы повторил движение Пауля. Он же удерживал на лямках платформу с 15- ю девушками, иногда и с 20- ю, играя при этом на саксофоне. В феврале 1960 года он выступил в качестве профессионального боксера, но это уже было несерьезно, хотя заработок оказался большим.Увы, Пауль ошибался, полагая, что в профессиональном спорте он не будет жить на износ. Именно нечеловеческие нагрузки, покушение на божественные пределы, а значит – гордыня и честолюбие, разрушили здоровье этого феноменального силача. Сперва отказали почки, затем Пауля стали мучить боли в суставах. Зимой 1980 года он был так плох, что обожавшая Пауля его 59- летняя сестра Дороти предложила пересадить умирающему свою почку.
К тому времени он уже не мог ходить и весил 77 кг. Те, кто до этого какое- то время не видели Пауля, просто не могли его узнать. Операция по пересадке прошла успешно, что и продлило ему жизнь. В этот трагический период он как бы переродился внутренне. Все свои скромные сбережения он отдал на содержание детских приютов. Стал христианским проповедником, иной раз совмещая свои проповеди с демонстрацией силы. Но и эти гонорары Пауль всякий раз жертвовал на благотворительные цели.
Он часто говорил, что его нынешняя жизненная философия взята из Библии. “Главное в моей жизни – это Иисус Христос. Я стремлюсь больше отдавать, нежели брать, стремлюсь реализовать свои способности на всевозможную помощь другим. Это не означает, что я добр, но слеп, я много вижу и понимаю”.
О своем прошлом он никогда не говорил пренебрежительно. “Каждый молодой человек должен настроить себя на то, чтобы стать чемпионом. Это великое счастье – быть победителем. Не только над другими, прежде всего, – победителем своих слабостей. Но спортивная страсть не должна заслонять другое – духовную жизнь, долг перед обществом. Эгоизм и корысть обедняют личность, делают ее несчастной”.
Этот великий человек ушел из жизни в 1994 году, пробыв на грешной земле немногим менее 63 лет. Американцы крайне скептически относятся к проведению всякого рода мемориальных турниров, но здесь Пауль Андерсон в ряду исключений. По сей день в Атланте проводятся тяжелоатлетические состязания памяти Пауля Андерсона, и призы молодым силачам вручает его дочь.
Скажу еще, что тот, кому было суждено стать наследником Андерсона, кто сумел бы превзойти его достижения, был просто обречен на огромную славу. Такой человек появился, и довольно скоро – нашЮрий Власов.
Аркадий Воробьёв – «Железная игра» : Глава 7. Гиганты «железной игры»
15 июня 1955 года в Москве шел дождь. День выдался холодный и сырой. Закутавшись в плащи, растянув над собой газеты, распустив зонты, пятнадцать тысяч зрителей сидели в открытом Зеленом театре и терпеливо ждали начала тяжелоатлетического спектакля.
О предстоящей встрече штангистов СССР и США говорили в трамваях, банях, магазинах, ресторанах, кино… К вечеру улицы стали вымирать. Неудачники, не попавшие в Зеленый театр, мотыльками летели на огонек телевизионных экранов. Переворачивая все привычные понятия о числе своих приверженцев, штанга брала реванш у шайбы и кожаного мяча.
Честно говоря, если бы встреча не состоялась и лишь один человек остался показать себя и свою силу, наверно, из-за него одного тысячи людей не ушли бы со своих мест. Но с одним условием. Этим человеком должен был быть Пауль Андерсон.
Когда на Внуковском аэродроме он шагнул из самолета и ступил на шаткий трап, восторженное «ого-о-о!!!» вырвалось из наших уст. Дикси Деррик – «подъемный кран», как прозвали Андерсона, действительно потрясал воображение. Короткий рукав рубашки обнажал мощные руки. Формой они напоминали бычью ногу. Чудовищный бицепс Андерсона в окружности составлял 57 сантиметров. Если б одну ногу у Пауля можно было бы отнять, а из оставшейся сделать две, они бы и тогда удивляли своей толщиной.
22-летний Деррик при росте 177,5 сантиметра весил 165 килограммов. При ходьбе он раскачивался и здорово напоминал циркуль: стоя на одной ноге, другой он чертил дугу и выносил ее вперед. Перенеся на нее опору, чертил дугу другой. Такая походка еще больше подчеркивала его громоздкость и мощь.
Едва ступив на московскую землю, Андерсон сразу стал необычайно популярен. Научные работники и пенсионеры, школьники и домохозяйки жадно впитывали новости о чудо-человеке. Толки и кривотолки расходились по Москве, как круги по воде. Говорили, что вице-президент США Ричард Никсон принимал Андерсона в Белом доме. Тренируется Пауль прямо у себя в спальне, где он установил помост и оборудовал маленький спортивный зал. Уже в 19 лет он весил 120 килограммов. Он метал диск, толкал ядро и в университетской команде штата Южная Каролина считался одним из лучших игроков в американский футбол. Но в конце концов ему надоело таскать по полю свое грузное тело, и в 1952 году Пауль впервые пришел в тяжелоатлетический зал. Он стремительно прогрессировал и в 1954 году, наверно, мог бы стать чемпионом мира, но подвела травма – порвал связку на левой руке. Только поправился, как попал в автомобильную катастрофу. И все-таки свое тяжелоатлетическое счастье он не упустил.
О штурме 500-килограммового рубежа тогда говорили гораздо меньше, чем впоследствии о 600 килограммах. Наверно, потому, что мало кто верил в успех такого штурма. 30 лет ожидания сделали скептиков из самых заядлых оптимистов. И тут, как джинн из бутылки, возник чудо-силач и, небрежно проломив непреодолимый барьер, сразу набрал (правда, официально результат этот тогда не был утвержден) 518,5 килограмма! Тяжелоатлетический мир был шокирован. Он вынужден был поверить в чудеса.
Андерсон стал живой легендой, которую можно потрогать и пощупать. Одному журналисту он в шутку сказал, что на лужайке перед его домом пасется несколько коров, чтобы он, Пауль, каждое утро мог выпивать 12 литров молока. Журналист «на полном серьезе» сообщил об этом факте своим читателям. Если бы он, Андерсон, сказал, что каждое утро съедает на завтрак жареную овцу, и тогда никто не осмелился бы сомневаться.
На совместную тренировку с американцами мы шли как на откровение. Опять же из-за Андерсона. Чудо или торжество метода? Вот что интересовало меня больше всего.
Разминаться Дикси Деррик, оправдывая свою кличку, не стал. Взял на грудь 147,5 килограмма (с результатом 145 и меньше Джон Девис пять раз становился чемпионом мира) и спокойно выжал 6 раз подряд. Ничего себе начало! Потом он заказал 172,5 килограмма, что на 4 килограмма превышало мировой рекорд канадца Дага Хэпбурна. Не замечая нашего остолбенения, Пауль 3 раза выжал этот вес. На этой же тренировке он вырвал 135 килограммов; лежа на скамье, 3 раза выжал 205 килограммов.
Под занавес босой Андерсон взял на плечи 275 килограммов. Гриф согнулся дугой. Пауль тряхнул штангу, словно показывая, что этот чудовищный вес для него пустяк. И действительно, сила его циклопических ног, похожих на перевернутые пирамиды, не знала границ. Он легко присел пять раз. По всему было видно, что это не предел. В зале, куда битком набился народ, вспыхнули аплодисменты. Мы и сами не заметили, как тренировка превратилась в спектакль. Никаких методических или технических открытий я не сделал. Однако факт оставался фактом: мировые рекорды падали словно кегли. Добродушный курчавый швед баловался ими, как двухпудовичком.
В Зеленом театре старый соперник Дэвид Шеппард взял у меня реванш за поражение на венском чемпионате мира. В минуты вдохновения он умел забыть о своих и чужих рекордах и был смел, как только может быть смел штангист. Я упорно боролся в каждом движении,. но он оказался еще упорнее и обошел меня на 7,5 килограмма. К счастью, на командный результат это уже не могло повлиять. Победу мы себе обеспечили. Тем не менее самое интересное оставалось впереди.
Андерсон выступал следом за мной. Потный и разгоряченный, я стоял за кулисами, а он невозмутимо лежал на кушетке, и грудь его тихо вздымалась, как у человека, который после неторопливого воскресного обеда прилег отдохнуть. Когда назвали его фамилию, он со слоновьей грацией слез с кушетки и прямиком отправился на помост.
Хотя А. Медведев находился на сцене и подходил к штанге, его присутствие не ощущалось. Полновластным хозяином помоста был Дикси Деррик. Свое тяжелоатлетическое соло он исполнял с каменным спокойствием, Унизанная дисками штанга послушно путешествовала вверх и вниз. Но она наливалась неимоверной тяжестью, когда ее пытался поднять Алексей Медведев. В тот вечер наш атлет отстал на 67,5 килограмма.
Андерсон уехал в свою Америку, оставив убеждение, что клин можно вышибить только клином. Чтобы соперничать с чудом, требовалось такое же чудо иметь на своей стороне.
Через несколько лет Медведев все же сумел отыграть у Андерсона 57,5 килограмма. Он приблизился к нему вплотную. Почти догнал. Но годы уже давали себя знать. Андерсон к тому времени ушел в профессионалы. Преемников равного калибра у него на родине не нашлось. Рекорды «крошки Пула» стояли как скала. Уходя, он «хлопнул дверью» на первенстве США, и от новой суммы вздрогнул тяжелоатлетический мир. 533 килограмма – такое «завещание» оставил Деррик силачам, которые шли по его стопам.
Пять лет на рекорды Андерсона никто не посягал. Но дело было сделано. Штанга, которую он поднимал, стала камертоном, по которому сильнейшие атлеты мира упорно настраивали свою мощь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий