четверг, 13 сентября 2012 г.

Берсерк






«Берсерки рычали, битва кипела, облаченные в волчьи шкуры выли и потрясали мечами», — так Торбьерн Хорнклови, скальд норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого, в 872 году впервые упомянул берсерков. Другой не менее известный исландский поэт Снорри Стурлусон описывал, как «мужи Одина шли в бой без кольчуг, и были они дики, подобно волкам. Они кусали свои щиты и были сильны, как медведи или быки. Они убивали врагов, а их самих не брали ни огонь, ни меч; это была ярость свирепых воинов».

Откуда же появились воины, не уступающие свирепостью диким зверям, и только ли скандинавам был известен секрет их воинского духа?

Рожденные в медвежьих рубашках

Известное многим любителям фэнтези слово «берсерк» образовано от старонорвежского berserkr. При дословном переводе сия лингвистическая единица может обретать несколько значений. Первое — это «медвежья шкура», а второе — «без рубашки». Такая неоднозначность поясняется, прежде всего, тем, что корень ber означает одновременно и «медведь», и «голый», а serkr переводится как «шкура» и «рубашка».

Но не будем уходить далеко в тайны лингвистики.
Сложный ряд ассоциаций, связанных с этим словом, включает в себя безумие в бою, налитые кровью глаза, нечеловеческую силу и воспоминания о викингах. Именно у этого далекого от мирной жизни народа много веков назад появились воины, которые наводили ужас на войска противника и внушали опасения даже своим сородичам. Это были бойцы, посвятившие себя Одину, верховному богу скандинавов. Берсерки с презрением относились к мешавшим в бою щитам и кольчугам и сражались в одних лишь рубахах или вообще обнаженными по пояс. В сражении они отличались большой силой, быстрой реакцией и нечувствительностью к боли. Берсерк, потерявший в бою ногу, мог продолжать сражаться, опершись обрубком конечности о камень.

Голыми руками

Историки поздней античности сообщали о том, что атаке звероподобных воинов не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй солдат. Не случайно они входили в состав охраны римского императора Траяна, который знал толк в воинской подготовке, так как сам прославился огромной физической силой и невероятной выносливостью.

Северные летописцы тех лет часто описывали случаи, когда потерявшие оружие берсерки начинали рвать врагов голыми руками, как неистово сражались, получив смертельные раны, как благодаря нечеловечески быстрой реакции уклонялись от ударов. Современные же исследователи пытаются найти разгадку этим способностям, перебирая одно объяснение за другим.

Все дело в мухоморах?

Чем же можно объяснить уникальные качества, которые отличали воинов-берсерков? В чем причина так называемой ярости берсерка, чему обязаны своей репутацией скандинавские воители в шкурах?

Возможно, все дело в грибах. Точнее - в мухоморах. А еще точнее - в мускарине, яде, которой содержится в этом красивом, но ядовитом грибе. Химическая субстанция под названием мускарин вызывает у человека состояние, похожее на опьянение, а также приступы бешенства, галлюцинации. Выходя из этого состояния, человек испытывает сильную усталость. Действие яда продолжается около 20 часов, после чего приходит глубокий сон, в который берсерки часто погружались после боя.

Профессор психиатрии Ханскарл Лейнер из немецкого городка Геттингена утверждал, что мухомор использовался племенами, живущими на субарктических и арктических пространствах, для «экстатических практик». Однако точных доказательств тому, что сила берсерков появлялась благодаря наркотическому опьянению, нет.

Болезнь Пагета

Представители медицины, задумавшиеся над феноменом, известном в медицине как синдром берсерка, видят ответ на него в болезни Пагета. Профессор Д.Л. Байок, занимавшийся этим вопросом, пишет: «Обычно человеческий скелет полностью обновляется за восемь лет. Однако болезнь Пагета повышает темп разрушения и восстановления, что уродливо меняет структуру костей, и те становятся значительно толще, чем прежде. Особенно заметны последствия синдрома Пагета на черепе, кости его становятся более толстыми».

И действительно, воины, «рожденные в медвежьих рубашках», отличались отменной крепостью своего костяка.

В одной из саг исландского поэта Эгиля, где он описывает самого себя, говорится, что он человек вспыльчивый, злой и непобедимый в бою. Столь же неприятными для нашего современника, но полезными для мужчин тех лет качествами обладали отец и дед поэта. Согласно некоторым историческим документам, кости Эгиля были настолько крепкими, что после смерти его голову не смогли расколоть даже топором. История, правда, умалчивает, кому так досадил несчастный поэт, что его тело не пощадили и после кончины, но факт остается фактом - череп убиенного был феноменально крепким. Можно предположить, что род Эгиля страдал от болезни Пагета.

Наконец, уникальные возможности берсерков объясняют внутренними резервами человеческого организма, которые обычные люди использовать не умеют. Сторонники этой гипотезы считают, что берсерки могли концентрировать энергию. Среди их доводов - неуязвимость берсерков. А если уж кому и посчастливилось покалечить озверевшего воина, то раны он не замечал и на волне своего гнева держался до окончания битвы, активно отправляя врагов в царство мертвых.

Избегать ран берсеркам помогало расторможенное сознание, благодаря которому значительно возрастала скорость реакции. Оставаться же невредимыми после удара они могли, применяя метод, напоминающий восточную «железную рубашку», при котором крепкие кости и развитые мускулы, защищенные и усиленные с помощью концентрации внутренней энергии, давали потрясающий результат, делая тело воина практически неуязвимым для клинка.

Транс против оружия

А есть ли в культуре других народов упоминания о воинах, отличающихся беспримерной храбростью и нечувствительностью к боли? Оказывается, есть. Например, у зулусов, африканского народа численностью около десяти миллионов человек, обитающего в основном в Южно-Африканской Республике, существует техника воинственной пляски, называемая гийей. Она содержит комплекс боевых приемов. Этот своеобразный танец прекрасно описал Г.Р. Хаггард, автор полуфантастических романов, который значительную часть жизни провел среди зулусов: «Начались пляски... Воины напоминали больших, свирепых птиц, бросающихся на добычу. Вытянув ассегаи (копья. - Прим. ред.) и подняв щиты, они словно летали взад и вперед, сопровождая каждое движение таким резким шипением, какое могли бы издавать тысячи змей... Затем каждый воин поочередно делал прыжок вперед; пробежав несколько шагов, он как бы бросался в атаку, взвивался на пять футов в воздух, кидался на землю, вскакивал, просовывал голову между ног - словом, пребывал одновременно всюду и везде».

Весьма напоминают берсеркерство такие элементы боевого искусства балийцев (народ в Индонезии, живущий на острове Бали. - Прим. ред.), как амок и пупутан. Как танцевальный вид транса, пупутан требовал длительного времени для вхождения. Дальше его нужно было только поддерживать ритмом шагов, барабанным боем и выкриками. Последний пример массового пупутанабалийцы продемонстрировали голландцам в 1906-1908 годах. Но это не спасло остров от завоевания. Как ни крути, а огнестрельное оружие значительно упростило дело истребления собратьев по планете, даже введенных в боевой транс.

Амок же напоминал скорее буйное помешательство. В таком состоянии сражающийся не замечал даже смертельных ран. Правда, выход из этого состояния не предусматривался. Вступивший в «смертельную пляску» воин был обречен на смерть от морального и физического истощения.

Источник: "Тайны ХХ века. Загадки истории" №2-С 2011 г

Комментариев нет:

Отправить комментарий