суббота, 1 сентября 2012 г.

Что такое кортизол и как с ним бороться


 
Нет для бодибилдера, тщательно «взращивающего» вожделенные мышцы, более страшного слова, нежели «кортизол». Этот гормон только то и делает, что в муках построенное разрушает. Только ли? Вовсе даже нет. В нашем организме все продумано весьма тщательно, и то, что на первый взгляд кажется бесполезным и даже вредным, выполняет весьма важные функции, без которых нормальная жизнедеятельность организма была бы невозможной. Кортизол – не исключение.

Что такое кортизол?

cortisol 1Кортизол (он же – гидрокортизон или 17-гидрокортикостерон) – основной катаболический гормон, на его долю приходится от 75 до 90 процентов всех катаболических гормонов, циркулирующих в организме. По строению молекулы кортизол весьма напоминает андрогены и анаболические стероиды (ААС) – и первый, и вторые имеют в основе своих молекул одну и ту же структуру – циклопентапергидрофенантрен. Похожесть молекул позволяет ААС присоединяться к рецепторам кортизола, а вот кортизол к андрогенным рецепторам присоединяться не может. Поясняется это тем, что молекулы гормонов присоединяются к рецепторам кортизола и андрогенным рецепторам разными сторонами.
Кортизол синтезируется корой (наружным слоем) надпочечников под воздействием адренокортикотропного гормона (АКТГ). Секреция АКТГ, в свою очередь, стимулируется кортиколиберином – рилизинг-фактором гипоталамуса. Выработка этих регуляторных гормонов зависит от уровня кортизола в крови, а также от совокупности поступающих нейрональных и гуморальных стимулов.
В организме здорового мужчины ежедневно производится около 25 мг кортизола; при стрессе надпочечники могут вырабатывать его на порядок больше. 90-95% кортизола в плазме крови находится в связанном состоянии – 75% связывается с помощью глобулина, связывающего кортикостероиды (транскортина), еще 15-20% – с помощью альбумина. Примерно 5-10% гормона абсолютно свободны и могут связываться с рецепторами кортизола, которые обнаруживаются практически во всех тканях организма.

Зачем он нам нужен?

Глюкокортикоиды прямо или опосредованно регулируют практически все физиологические и биохимические процессы в организме. Основная задача кортизола – сохранение энергии. Любым способом – вплоть до разрушения мышечных волокон (из аминокислот могут синтезироваться углеводы; такой процесс называется глюконеогенезом и происходит в печени).
Особенно важно сохранить максимум энергии во время стрессовых состояний. На что она будет расходоваться – на борьбу с причиной стресса или на элементарное бегство – не суть важно. Главное – запасти ее побольше. Правда поначалу во время стресса начинает расщепляться и жир – одновременно с кортизолом в этом состоянии в кровь начинает поступать и адреналин; чувство голода при этом подавляется. Но как только стрессовая ситуация закончится, секреция адреналина резко пойдет на убыль, а вот кортизола – нет. Его задача в постстрессовый период – восстановить и приумножить запасы потраченного жира. На всякий случай – вдруг стрессовая ситуация повторится. Так что кортизол – это не только разрушенные мышцы, это еще и приумноженный подкожный жир. Одного мало – так вот вам два...
Повышается уровень кортизола в плазме крови и при разного рода травмах, ожогах, болезнях, связанных с опухолями или синдромом иммунодефицита, в период после тяжелых операций. Поясняется это, в частности, тем, что кортизол обладает очень мощным противовоспалительным действием.
Кортизол участвует в поддержании артериального давления крови, усиливает сосудосуживающее действие других гормонов. Этим поясняется повышение артериального давления во время стрессовых ситуаций.

Пики активности кортизола

В обычных условиях максимальный уровень кортизола в крови достигается в промежутке между шестью и восемью часами утра, на 20-21 час приходится его минимум. Но это в обычных условиях – любой же стресс, как было сказано выше, дает всплеск секреции этого гормона. Тренинг с отягощениями, да еще и с интенсивностью выше средней – стресс для организма. Поэтому нет ничего странного в том, что во время тренировки и после нее уровень кортизола в организме существенно повышается (обычно повышение уровня кортизола происходит через полчаса после начала тренировочной сессии). Кстати, аэробная нагрузка вызывает более резкий и более быстрый всплеск секреции кортизола, чем анаэробная (силовой тренинг).
Если обычный тренинг с отягощениями приводит к повышению уровня кортизола в плазме крови, то что уж говорить о тренинге, результатом которого является перетренированность. В этом случае секреция главного катаболического гормона устойчиво повышена и остается таковой на протяжении достаточно длительного периода времени. Кстати, уровень кортизола является основным показателем усталости спортсмена.
Еще один «нетривиальный» случай – окончание приема андрогенов и анаболических стероидов, так называемого «цикла» ААС (если в «цикле» использовались препараты с выраженной антикатаболической активностью). Невозможность для кортизола связаться с соответствующими рецепторами приводит к повышению его секреции. В момент, когда в плазме крови внезапно пропадают антагонисты рецепторов кортизола, организм оказывается один на один с резко возросшим уровнем главного катаболического гормона. Увеличивается при этом не только общее количество кортизола, но и количество этого гормона в свободном состоянии. Если ничего кортизолу в этот момент не противопоставить, ваши с таким трудом построенные мышцы будут довольно быстро им разрушены.
Наконец, спровоцировать повышение секреции кортизола может обычное ограничение калорийности рациона. Так что, если в период низкоуглеводной диеты не пользоваться разного рода антикатаболиками, вы рискуете вместе с жиром потерять значительное количество мышечной ткани.

Анаболические стероиды

Многие андрогены и анаболические стероиды в той или иной мере обладают способностью присоединяться к рецепторам кортизола. Присоединившись к этим рецепторам, ААС не дают присоединиться к ним кортизолу и препятствуют активизации рецепторов.
Как уже было сказано, антикатаболической активностью обладают многие ААС. Но не все – те анаболические стероиды, у которых изменения молекулы затронули 1 и 2 кольцо, антикатаболической активностью не обладают (за одним исключением, о котором будет сказано немного ниже). Это оксиметолон, станозолол, тренболон и флюоксиместерон. Наилучшими антикатаболиками являются тестостерон, метандростенолон и оксандролон. У последнего изменения в структуре молекулы коснулись как раз первого кольца, но в итоге была получена молекула, которая исключительно хорошо стабилизирует рецепторы кортизола. Оксандролон – то самое вышеупомянутое исключение.

Инсулин и ИФР-1

Среди других гормонов антикатаболическими свойствами обладают инсулин и ИФР-1. Правда, антикатаболическая активность этих гормонов связана несколько с иными факторами. Так инсулин способствует поступлению аминокислот в клетку, а это стимулирует белковый синтез и замедляет разрушение белков. ИФР-1 обладает теми же свойствами, что и инсулин. То есть, и он стимулирует синтез белка и замедляет его распад.
Интересно, что помощниками как инсулина, так и ИФР-1 в данном случае выступают аминокислоты, в особенности лейцин. Так что дополнительный прием ВСАА (как в качестве отдельной добавки, так и в составе коктейля на основе сывороточного протеина) поможет предохранить мышцы от разрушения.
Инсулин и кортизол можно назвать гормонами-антагонистами – они как бы тянут «канат» метаболизма в разные стороны. Кортизол снижает утилизацию глюкозы, а инсулин замедляет спровоцированный кортизолом распад белков. Кстати, низкий уровень инсулина в плазме крови может и сам по себе (без участия кортизола) запускать в организме катаболические процессы. То же касается и повышенного уровня гормонов щитовидной железы, так что ни с состояниями гипогликемии, ни с трийодтиронином и особенно тироксином перебарщивать не стоит.

cortisol 2Кленбутерол

Возможно, кленбутерол и посредственный жиросжигатель, но у него есть масса полезных качеств, одно из которых – заметное снижение уровня катаболизма за счет замедления распада белков. Особенно хорошо «клен» защищает «быстрые» мышечные волокна.

Аминоглютетимид

Антиэстрогенный препарат аминоглютетимид, выпускаемый в Европе под торговыми марками «Ориметен» или «Маммомит», подавляет производство организмом фермента десмолазы, который необходим для синтеза катаболических гормонов, в частности, кортизола. Правда, это касается только высоких дозировок препарата – от 500 мг в сутки. Применять в такой дозировке препарат надо с величайшей осторожностью и в ограниченном (7-10 дней – не более) промежутке времени.

Аргинин

Эту аминокислоту в настоящее время активно применяют во врачебной практике. Аргинин способен повышать синтез протеина в мышечных волокнах (в основном за счет превращения в печени в орнитин). Вот только для получения ощутимого эффекта аргинина вам потребуется порядка 20 г в день, что не каждому по карману.

Дексаметазон

Особняком в этом перечне стоит дексаметазон. Это – глюкокортикостероид, хоть и синтетический. Сам по себе дексаметазон стимулирует распад мышечной ткани, что не так уж и хорошо, точнее, совсем плохо. Но это если применять его в больших количествах – в которых он позволяет бороться с опухолевыми процессами или разного рода воспалениями. В малых количествах – порядка 0,5-1,5 мг в сутки – дексаметазон лишь подавляет синтез адренокортикотропного гормона, и, как следствие – синтез эндогенных глюкокортикостероидов. То есть, количество кортизола в плазме крови при его применении снижается.
Бороться с кортизолом, точнее, его катаболической активностью, надо, если вашей задачей является набор мышечной массы. Вот только заходить слишком уж далеко в этой борьбе не стоит. Полное подавление производства кортизола означает смерть организма, а это ну уж совсем не то, «за что боролись»…

Комментариев нет:

Отправить комментарий