Непроизвольная эмоциональная реакция на опасность или угрозу характеризуется высоким уровнем возбужденности, что выражается в следующем:
- учащается сердцебиение;
- повышается кровяное давление;
- увеличивается количество сахара в крови;
- больше крови приливает к мускулам;
- капилляры сужаются;
- изменения в функционировании организма могут вызывать искажение восприятия.
В случае если боец не подготовлен к работе в таком состоянии, в организме могут проявляться негативные изменения, что проявляется в:
- потливости ладоней;
- раскоординации движений;
- увеличения тремора рук, следствием чего будет колебание оружия;
- ухудшении зрительного восприятия («дымка»);
- замедление двигательных реакций или реакции (концентрация, целеопределение, целеуказание, быстрая оценка окружающей обстановки и др.) на движущийся объект.
Способы преодоления страха и контроля психического состояния в экстремальных ситуациях
Можно выделить три основных способа, практиковавшихся как в комплексе, так и в отдельности.
Во-первых, употребление различных психотропных, галлюциногенных, содержащих алкоголь и других средств. Вспомните хотя бы настойку из мухоморов древних викингов или наши наркомовские сто грамм перед атакой. Этот способ мы не рассматриваем.
Во-вторых, выработка у солдата примитивного боевого рефлекса. Методик для этого разработано множество. Все они достаточно просты, эффективны, позволяют строевым способом подготовить сразу же большое количество солдат. Но именно солдат, исполнителей, а не профессионалов в своем деле в полном смысле этого слова. Да, методик много, но все они, как правило, сводятся к следующему порядку действий. Новобранца сначала подвергают суровым испытаниям, чтобы он оказался в длительном состоянии утомления и беспомощности, что приводит к чувству страха. После того как молодого солдата научат из страха подчиняться приказам, ему дают задание, позволяющее вновь почувствовать себя уверенно, обучают владению различными боевыми навыками. Молодого солдата учат управлять своим телом и своими мыслями, приспосабливаться к обстоятельствам, направленно применять свою силу и т.д. На наглядных примерах новобранец усваивает один очень важный аспект поведения: что делать, когда становится страшно. При этом ему указывают на эталон «хорошего солдата», реагирующего на опасность определенным образом.
Рефлекторным приливом сил в момент опасности солдат должен воспользоваться, «накачивая» в себе злобу и агрессивность до тех пор, пока страх не будет преодолен и можно будет продолжать бой. Это старый, испытанный метод, и он весьма эффективен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий