пятница, 3 мая 2013 г.

Склонность к травмам


 

Что такое склонность к травмам? Каким образом спортсмен может быть склонен к получению травмы? Что играет более в этом важную роль - психологические или физиологические особенности человека? Почему одного спортсмена, не обладающего выдающимися физическими данными, всю карьеру минуют опасные травмы, а другой притягивает к себе все возможные болячки? В этих вопросах пробует разобраться Александр Скворцов в блоге "Sports Medicine" 
--------------------------
Знахари не помогут
Если человек, неотягощенный медицинским образованием, возьмется порассуждать о возможности получения каким-либо спортсменом травмы в будущем, то первым делом он наверняка попытается изучить "медицинскую карту" на предмет травм, которые, в принципе, могли бы вызвать осложнения или рецидивы в будущем. Такой подход вполне справедлив, особенно если в истории болезни подопытного обнаружится что-то вроде вывиха плечевого сустава. Такая травма, которая имеет наибольшее количество проявлений в среде гимнастов, имеет очень высокий процент возможности повторения в будущем. 
В интернет-архивах можно найти интервью тренера по спортивной гимнастике Валентины Родионенко от 26 мая 2008 года, в котором она, незадолго до начала Олимпийских игр в Пекине, сетует на хроническую травму плеча одного из членов сборной России по спортивной гимнастике, экс-чемпиона Европы и призера чемпионата мира в упражнении на кольцах 32-летнего Александра Сафошкина, который из-за этой травмы в итоге так и не смог выступить на Олимпиаде: "С Сашей Сафошкиным происходит настоящая спортивная драма. Уже который год он мучается из-за последствий травмы плеча, то восстанавливаясь, то снова получая рецидив. Мы уже его и к экстрасенсам водили, и к знахарям, про хирургов даже не говорю – ничего не помогает".
Убеленный сединами врач московского "Локомотива", один из мэтров российского спортивного врачебного цеха Савелий Евсеевич Мышалов, в одном из интервью "Спорт-Экспрессу" несколько лет назад рассказал много интересного касаемо травм: 
- Бывают хронически больные голеностопы? - Конечно. В "Локомотиве" есть такие игроки. От частых травм связки теряют эластичность и плохо фиксируют сустав. При первом же неловком движении, при ударе - резкая боль.   
Есть люди, склонные к травмам, и, наоборот, "травмостойкие"? - Есть. Взять хотя бы "Локомотив". Одни чуть ли не каждый день ко мне обращаются, других вообще не вижу. Ко вторым Игорь Чугайнов относился. Блохин, хотя был мнительный и все на что-то жаловался, за всю жизнь ни одной серьезной травмы не получил. А с Бессоновым постоянно что-то приключалось. Дело тут и в разной физиологии. Условно говоря, есть футболисты-тяжеловозы и есть скаковые лошади. Последние по статистике травмируются меньше. У них так называемые длинные мышцы - то есть более эластичные, более реактивные, "умеющие" лучше расслабляться. Какие длинные мышцы у Блохина! Обиора - скаковая лошадь! Или взять наших худосочных защитников - того же Сенникова...
На некоторых игроках действительно заживает, как на собаке. Вот Игнашевич. Прошлой весной у него было повреждение передней поверхности бедра. Проходит совсем мало времени: "Я могу тренироваться!" Как?! "Чувствую, что могу". А иногда лечатся ребята и без отрыва от производства. "Только тренеру не говорите! Я буду тренироваться". Все идет от головы. Есть в футболе, условно говоря, "интеллигенты" - у них процесс выздоровления затягивается. Они уходят в эту болячку... В свое время мне доктор сборной Бразилии Гослинг рассказал про Беллини (был такой замечательный защитник): "Если Беллини уходил в свою травму - все! Вытащить его из нее можно было только клещами!" А вот у ребят попроще - никаких проблем. Пименова возьмите. Чего только у него не было! Одна операция, другая, а чуть стало легче - сразу на тренировку.
Как видим, Савелий Мышалов считает, что спортсменов можно разделить на некие "типажи", и на этой основе вывести приблизительную статистику травматизма. А к его суждению о том, что "все идет от головы", мы вернемся чуть ниже.
Вышеупомянутый гимнаст Сафошкин - яркий пример того, что риск получения травмы, если она уже имела место в прошлом, возрастает многократно. В принципе, таких примеров можно найти очень много, практически несчетное количество. Но давайте разберемся в сути - если спортсмен залечил травму, потратил огромное количество времени на операции, лечение, восстановительные процедуры, то почему же его, казалось бы, вылеченная от и до болячка будет стремиться при случае вылезти наружу?
Психология - гендиректор организма
Давайте возьмем футбол, как наиболее популярную дикуссионную область. Если говорить упрощенно - каждый, кто получил серьезную травму, например, ноги, в дальнейшем будет опасаться игры "кость в кость" и по возможности избегать травмоопасной борьбы. Верно ли это утверждение? На самом деле, нет. Человек, обладающий определенным набором психологических признаков, таких как смелость, самоотверженность, упорность, неуступчивость, от борьбы не откажется никогда. Несмотря на так называемый "инстинкт самосохранения". Вспомните примеры Дженнаро ГаттузоЭдгара Давидса, и других футболистов, проповедующих агрессивный стиль игры. Агрессивный, но не грязный, и это важно.
Существует "закон о рецидивах", или закон Марбе (по имени создателя данной теории), согласно которому, после получения одной травмы, организм человека вырабатывает в себе готовность к следующей, и так далее по цепочке. Формулировка довольно-таки расплывчатая, и вообще не вызывает особого доверия. Скорее, к получению новой травмы готовится не организм, а сам спортсмен, который психологически предчувствует и опасается рецидива. И в таком случае, пост-травматическое состояние игрока может сформировать психосоматическое расстройство. Это расстройство становится попросту гендиректором организма, причем весьма низкоквалифицированным управленцем. Представьте, что офисный начальник каждый день пугает коллектив "грядущей проверкой" и "масштабными сокращениями". В коллективе начинаются проблемы, понижается работоспособность, работники испытывают колоссальное нервное напряжение.
В организме все происходит примерно также, и если человек имеет психологическую установку следующего вида: "не пойду в стык, а то как бы чего не вышло", вероятность рано или поздно заработать-таки эту травму еще раз возрастает многократно. Борис Анатольевич Рыжаков, психиатр с 25-летним стажем, прямо относит склонность к травмам к категории психосоматических расстройств. 
Как лечить, и что лечить?
Для лечения психосоматических заболеваний применяются различные виды психотерапии. В зависимости от болезни, психотерапия может быть более или менее эффективной. То есть в ряде случаев психотерапия может применяться как один из методов в комплексном лечении. Склонность к травмам лечится с помощью гипноза и различных видов психодинамической психотерапии, включая психоанализ. Может быть, врачебным штабам московского "ЦСКА" и лиссабонского "Спортинга" стоит поработать с Марком Гонсалесом и Маратом Измайловым соответственно именно в направлении психологической реабилитации?
Вывод?
И все-таки, травматизм спортсмена в любом случае будет зависеть от обоих факторов - как психологического, так и физиологического. Невозможно оспорить, что некоторые люди имеют предрасположенность к травмам, а на некоторых все заживает, "как на собаке", и невозможно также оспорить известное выражение, согласно которому "все болезни - от нервов", которое в переводе на спортивный язык должно звучать примерно так: "все травмы - от мнительности".
На основании изложенного можно прийти к выводу, что в медицинском штабе любой спортивной организации непременно должна иметь место должность психолога-психиатра. Причем не своеобразного "свадебного генерала", который утешает после поражений или настраивает на победу, а того, который будет в связке с обыкновенными врачами вести тяжелую и кропотливую работу с каждым спортсменом по отдельности, в попытке помочь ему избежать травм в дальнейшем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий