суббота, 10 ноября 2012 г.

"Выносливость" из книги "Фитнес для умных"


Итак «общая» выносливость — это:
  Обобщенная выносливость, не соотносящаяся
с каким-либо конкретным упражнением.
То есть фактически способность человека выполнять ЛЮБОЕ движение на выбор так долго, как это будет нужно. 
  Тренированность сердечно-сосудистойьсистемы. Вновь отвлеченная от конкретных упражнений физиологическая способность вашего сердца, сосудов, легких и прочих небезучастных органов переживать протяженные физические нагрузки разной интенсивности.
Задумайтесь — разве адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем к любым нагрузкам в принципе возможно избежать?
• Усредненная или равная тренированность человека в упражнениях, наиболее часто используемых для тренировки выносливости: беге,
плавании, лыжных гонках, езде на велосипеде, беге по лестнице, и т.д., и т.п. Снова задайтесь вопросом — это часом не то же самое, что и первый пункт?
Разбирать подробнее будем или не надо? По-моему, во многом уже ясно, что такого понятия,как «общая выносливость», существовать не должно. Это как «общая образованность » или «общая культура», уж слишком неконкретно и относительно: что хорошо и культурно в одной стране, может быть совершенно неприемлемо в другой. Например, непосредственный телесный контакт при встрече со знакомым человеком — поцелуи, объятия и рукопожатия, являющиеся в европейских странах вежливыми и нередко обязательными атрибутами общения, демонстрирующими теплое и уважительное отношение к собеседнику, будут верхом неприличия в некоторых странах. 
Например, непосредственный телесный контакт при встрече со знакомым человеком — поцелуи, объятия и рукопожатия, являющиеся в европейских странах вежливыми и нередко обязательными атрибутами общения, демонстрирующими теплое и уважительное отношение к собеседнику, будут верхом неприличия в некоторыхстранах Азии и Востока. Хорошо воспитанный в плане «общей культуры» европеец, по привычке позволяя себе подобное, будет казаться типичным «длинноносым варваром» где-нибудь в Китае или Таиланде и обязательно наживет себе кучу проблем с местным«невоспитанным» населением
С выносливостью дела обстоят аналогичным образом: тренируя ее не к месту и не ко времени, мы получаем либо проблемы, либо большое ничего — вроде и тренировались, а толку чуть.
Возьмите одно из самых популярных определений «общей» выносливости — тренированность сердечно-сосудистой системы. Закавыка в том, что тренировка сердечно-сосудистой системы может протекать совершенно по-разному:
вашему сердцу глубоко фиолетово, за счет каких движений оно начинает активно биться, подвергаясь нагрузке и адаптируясь к ней (то есть тренируясь): хотите бегайте, хотите штангу тягайте, хотите на степ-платформе скачите, да хоть на ушах стойте — движение есть движение! Да, благодаря любым узконаправленным тренировкам способность сердечно-сосудистой системы переносить физические нагрузки увеличится, но проблема состоит в том, что большей частью это будет относиться к тому движению, за счет которого вы сумели достичь повышения «сердечной» работоспособности. Теория «параллельного переноса» к выносливости, как и к любым другим физическим качествам, увы, неприменима!
Все обобщенные понятия: «общая сила», «общая» гибкость, «общая» быстрота и так далее
с большим трудом выживают в практическом реале спорта и фитнеса — как ни крути, любое физическое качество обладает четкой
СПЕЦИФИЧНОСТЬЮ: в каком упражнении вы его тренируете, к тому ваш организм и приспособится.
Насколько бы разноплановое упражнение вы ни выбрали, каким бы сложным и глобальным
они ни было, как бы разнообразно вы в нем ни тренировались, оно все равно приспособит вас к узкому, стереотипному, специфичному набору определенных движений. И именно в этом самом упражнении вы будете способны двигаться максимально долго, не снижая эффективности физической работы, но не более того. Стоит чуть-чуть сменить последовательность
движений, их ритм, плоскости работы, прочие условия, и все — от былой «общей»
выносливости не останется и следа.Так, например, вы можете, вообще не сбивая дыхания, пробегать по несколько десятков километров в день, без устали крутить педали или часами играть в футбол, но если вас попросить сделать что-нибудь непривычное — например, проплыть баттерфляем или прогрести на байдарке соотносимую по длине дистанцию, — результат окажется более чем плачевным. Вы, может, и не «сдохнете», но совершенно точно выполните поставленную задачу намного хуже того, кто тренирует свою выносливость именно с помощью баттерфляя и байдарки. Непохожие тренировки пусть и сходного характера очень плохо кореллируются между собой в результатах, вспомните развитие силы: помогает ли сильный жим лежа больше приседать или подтягиваться? Определенно нет —для достойных результатов в этих упражнениях требуется отдельная тренировка приседаний и подтягиваний: жим лежа, каким бы выдающимся он ни был, в данном случае будет не чем иным, как малозначительной составляющей ОФП. В тренировке выносливости прослеживается такая же взаимосвязь.
 
Вы, может, и не «сдохнете», но совершенно точно выполните поставленную задачу намного хуже того, кто тренирует свою выносливость именно с помощью баттерфляя и байдарки. Непохожие тренировки пусть и сходного характера очень плохо кореллируются между собой в результатах, вспомните развитие силы: помогает ли сильный жим лежа больше приседать или подтягиваться? Определенно нет —для достойных результатов в этих упражнениях требуется отдельная тренировка приседаний и подтягиваний: жим лежа, каким бы выдающимся он ни был, в данном случае будет не чем иным, как малозначительной составляющей ОФП. В тренировке выносливости прослеживается такая же взаимосвязь.
В подтверждение своих слов хочу напомнить
вам одну замечательную историю о Лэнсе Армстронге
— легендарном велогонщике, семикратном
победителе «Тур-Де-Франс», ради
своих невероятных побед одолевшем даже рак.
Вы наверняка о ней слышали: Лэнс — человек
с потрясающей, можно сказать уникальной, выносливостью,
выдающийся атлет, обладатель
одного из самых крепких сердец и совершенных
легких в мире, едва добежал до конца дистанции,
впервые участвуя в благотворительном
марафонском забеге. Неожиданно, не правда
ли? Казалось бы, у кого-кого, а у этого человека
не должно быть проблем с «обобщенной, усредненной
или сердечно-сосудистой выносливостью
». Тем не менее, факт остается фактом: несмотря
на кучу сложностей, которые пережил
Армстронг за всю свою жизнь, «самым тяжелым
испытанием» он назвал отнюдь не химиотерапию
и не героическую попытку вернуться в большой
спорт в 37 лет, которую многие называли
не иначе как авантюрой, а тот самый благотворительный
забег! Да, со временем Лэнс адаптировался
к длительному бегу и сегодня его
благотворительный фонд устраивает подобные
марафоны регулярно, но их главному герою потребовались
специальные БЕГОВЫЕ тренировки,
чтобы выглядеть там достойно.
Проблема Армстронга заключалась в том, что
абсолютно все его усилия: десятилетия упорнейших
тренировок, глубочайшие методические
знания, богатый соревновательный опыт, отработанная
система питания — каждая клеточка его
могучего и великолепно отлаженного тела была
«заточена» исключительно под езду на велосипеде.
Там он был истинным королем! Долгие годы
приспособили его организм к велогонкам лучше
всех в мире, однако к бегу... он просто был не готов.
Специфичность, дамы и господа, капризная
госпожа Специфичность — прошу, может, и не
любить, но жаловать! Благодаря ей и лучший
в мире велосипедист может оказаться отвратительным
марафонцем! И какая, я вас спрашиваю,
после этого может быть «общая» выносливость?
Разве, зная о выдающихся атлетических способностях
Армстронга, можно хотя бы на секунду
усомниться в том, что у него с ней все должно было
быть в полном порядке?! Что — он, спортсмен
планетарного масштаба, плохо тренировался?!
А может, тот факт, что даже настолько из ряда вон
выдающийся атлет, годами специализирующийся
на развитии выносливости, не смог осилить
непривычное для него проявление данного качества,
говорит нам лишь о том, что «общей выносливости
» не существует в принципе?
Скорее последнее

Комментариев нет:

Отправить комментарий