Моя гипотеза об эволюции технического мастерства атлета в кратком изложении :)
1. «Это надо сделать». «Надо сделать» - подход некоторых из соревнующихся атлетов. На соревнованиях никто не остановит вас, если вы будете поднимать штангу с пола со спиной, согнутой в форме подковы. То, как ты выполняешь поставленную задачу – твое личное дело, и если ты унесешь в выигранном кубке высыпавшиеся из трусов позвонки – никого не волнует. Во всех ситуациях вне соревнований на данном этапе атлет – еще не атлет. В этом случае «надо сделать» - девиз дилетантов, впервые увидевших штангу, детей, повторяющих за взрослыми, и поддатых мужиков на сельской ярмарке, меряющихся в количестве подъемов гири или силе удара кувалдой. Речи о технике выполнения даже не идет, на данной стадии нет представления в существовании понятия «качество движения». Есть двигательная задача, которую необходимо выполнить. Ребенок «делает как папа». И если он еще не получил сколиоз и нарушение координации в процессе социализации, естественные движения вроде приседаний или становой тяги он повторяет на удивление правильно. Поддатые смельчаки срывают спины под флагом «Да я, епты, как два пальца!», случайные дилетанты предваряют подобное действо словами «Вот так, да? – Опа!», начинающие кроссфитеры выполняют WOD с весами и количеством повторений «как предписано» за неприемлемое время, с неприемлемо опасной техникой и неприемлемо урезанной амплитудой. Ну и так далее.
2. «Это надо делать правильно». Но этом этапе атлет понимает, что существуеттехника выполнения упражнений. Это понимание приходит в виде озарения, что каждое упражнение имеет некий «идеальный» способ выполнения, которым должен овладеть каждый уважающий себя спортсмен.
В этом слое «ведущих активных образ жизни людей» размещаются толькоправильные атлеты, которые подтягиваются только без раскачки, приседаюттолько со штангой на спине высоко, или только со штангой на спине низко, встают только с правой ноги и бьют себя в грудь только левой пяткой.
Атлет этого уровня знает, что необходимо доводить технику до совершенства, оттачивая ее вновь и вновь и достигая идеальной траектории движения, и затем использовать вне зависимости от обстоятельств. Кроссфитер на этом этапе понимает, что необходимо масштабировать нагрузку так, чтобы не страдало качество движения, и постепенно поднимать порог интенсивности.
3. «Как эффективнее это сделать?». Высший уровень технического мастерства. Атлет на данном этапе сознает, что двигательный навык – это не доведенный до автоматизма процесс реализации «универсально идеальной траектории», аспособность решать двигательную задачу определенного типа. Поднять тело до определенного уровня, переместиться на определенное расстояние, преодолеть определенные препятствия, поднять отягощение определенного веса над головой определенное количество раз. Атлет этого уровня знает, что в силу строения человеческого тела и изменчивости условий окружающей среды успешность выполнения задачи, будет во многом зависеть от его способностиотрегулировать технику движений в соответствии с условиями задачи – цель, доступные средства и методы, объем предполагаемой работы, связанные с ней внешние и внутренние факторы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий