ПЕНТАТЛОН (ПЕНТАТЛ) (от греч. pente — пять и athlon — состязание, борьба).
Один из красивейших и почитаемых в Др. Греции видов состязаний на стадионе, состоявший из пяти атлетических испытаний, призванных продемонстрировать разностороннюю подготовку атлета. Греческое пятиборье на протяжении 12 столетий было национальной страстью и украшением Олимпийских и других панэллинских игр. Как говорили древние, П. творит лучшие юношеские тела. По мнению Аристотеля, "атлеты, занимающиеся пентатлом, обладают наибольшей красотой".
На празднествах в Олимпии победа в П. считалась пятикратно почетной. Оливковый венок в этом виде состязаний атлеты оспаривали в четвертый день игр, когда после полудня элланодики входили на стадион, ведя за собой пятиборцев, имена которых выкликал глашатай, вопрошавший по традиции зрителей, нет ли у них возражений против допуска к соперничеству названного атлета.
П. включал бег (дромос), прыжок в длину (альма), метание диска (дискоболия), метание копья (акомтисма) и борьбу (пале). Впервые вошел в программу на 18-й Олимпиады (708 до н. э.). Из всех видов спорта, составляющих П., только борьба тогда была также самостоятельной дисциплиной. Остальные виды на ОИ входили только в состав П., а на других Играх могли быть и самостоятельными. Состязания в П. устраивались преимущественно среди взрослых мужчин. Попытка введения П. среди юношей на 38-й Олимпиаде (628 до н. э.) закончилась неудачей. Первым олимпиоников в П. стал Лампий из Спарты. Первым трехкратным олимпиоником был объявлен Филомброт из Спарты на 26-й, 27-й и 28-й Олимпиадах (676, 672, 668 до н. э.).
Первый вид П. — дромос, т. е. простой бег на длину стадиона.
Второй вид — прыжки в длину. Атлет совершал попытку под звуки авлоса с места, держа в руках гальтеры — каменные или металлические отягощения, наподобие современных гантелей, весом от 1,6 до 4,6 кг. Элланодики засчитывали только тот прыжок, который был красив и безупречен по исполнению — с приземлением на обе ноги на твердое покрытие. Как полагают ученые, греческий прыжок был тройным или даже пятерным, сумма которых и составляла окончательный результат. Результаты же древних олимпиоников остаются загадкой. По сообщениям древних авторов, прыжок Эхиона из Спарты (предположительно на 31-й Олимпиаде (656 до н. э.) равен 52 стопам, что соответствует современным 16,66 м. Этот результат как полагают историки и ученые, — сумма трех прыжков прославленного олимпионика, который, впрочем, ни разу не был победителем в П.
Третий вид многоборья — метание копья. Представление о том, как метали свой снаряд участники игр в Олимпии, дают рисунки на амфорах V в. до н. э., по которым видны фазы метания: отвод назад руки с копьем, пронос его над головой и сам бросок. В отличие от военного копья времен Пелопоннесской войны, похожего на тяжелый и длинный заостренный кол, олимпийское копье представляло изящный стержень из ели или ясеня, не более человеческого роста, вонзавшийся в землю металлическим наконечником. Главная же особенность греческого копья — ременная петля в середине древка, позволявшая придавать ему вращение. На ОИ атлеты соревновались, по-видимому, в двух видах метания — на точность (в начертанный на земле круг) и на дальность. Предположительная дальность полета — 19 или 20 копий, что соответствует 30 м.
Четвертый вид П. — метание диска. Получив из рук элланодика диск, атлет вступал на бальбис — небольшое возвышение с каменным порожком, заступать за который ему не разрешалось. Он совершал полный поворот, при этом перекладывая снаряд из руки в руку, делал несколько взмахов с наклоном туловища вправо и опорой левой рукой на правое колено, после чего выбрасывал диск снизу вверх и вперед, замирая с вытянутой рукой. Такова, по мнению современных ученых, реконструкция греческого способа метания, изначальную фазу которого бесподобно воплотилМирон в знаменитейшей скульптуре "Дискобол".
Благодаря находкам археологов в Олимпии удалось восстановить эволюцию снарядов для метания. Как предполагают ученые, на играх VIII—VII вв. до н. э. атлеты метали шлифованные речные камни в виде огромной чечевицы или простого круга. Один из подобных камней имел 34 см в диаметре и 6 кг веса. Бронзовые диски использовали в VII—VI вв. до н. э. Найденные экземпляры весили от 1,35 до 5,70 кг при диаметре от 17 до 21 см.
Подчиняясь древней традиции, олимпионики-пятиборцы дарили свои диски Зевсу Олимпийскому. Один из таких даров найден в Олимпии в 1879 (вес 5,705 кг, диаметр 34 см, толщина от краев к середине 5—13 мм). На одной его стороне высечена надпись: "Публий Асклепиад из Коринфа посвятил этот диск Зевсу Олимпийскому в 255-ю Олимпиаду (241 н. э.)".
Достоверных результатов олимпийских дискоболов нет. Как сообщают древние авторы, выступавшие в Олимпии атлеты, были способны перебросить диск с одного берега Алфея на другой. Ширина же реки у Олимпии не менее 50 м. И еще одну особенность греческого метания диска отмечают древние авторы: эллины смазывали свои ладони и диск оливковым маслом, присыпая плоскости снаряда речным песком.
Пятый вид олимпийского многоборья — борьба, которая не знала весовых категорий и ограничения во времени. Ее секрет состоял в умащивании тела перед схваткой — от щиколоток до корней волос.
Пары соперников определял жребий — фасолина или камешек с цифрой или буквой, которую атлеты доставали из чаши в руках элланодика на глазах зрителей на стадионе. Те, кто вытаскивал одинаковые жребии, выходили на схватки. Победившие вновь тянули жребий. Так продолжалось до тех пор, пока не оставались двое непобежденных, которые спорили за победный венок.
Поединки вели на песчаной площадке, демонстрируя череду молниеносных атак и пауз, захватов и подножек, бросков и толчков, когда поднятая атлетами пыль скрывала их от элланодиков и зрителей. Соперники боролись стоя. Резрешалась и "нижняя" борьба. Победа присуждалась тому, кто трижды опрокидывал противника на землю.
Схватки борцов подводили итог состязаниям в П. Сильнейшим многоборцем провозглашали того, кто побеждал в трех видах состязаний из пяти в первые два столетия проведения игр. Позднее объявляли олимпиоником в П. того, кто побеждал в последнем испытании — борьбе. (Тогда, правда, непонятно, какую роль играли успехи на предшествующих этапах). После раскопокКурциуса (1875) древним П. заинтересовались европейские гимнастические общества. В конце XIX — начале XX вв. проводились соревнования, являвшиеся почти точной копией П., включая метание копья. Бег, правда, был на 100 м, тогда как в Др. Греции на 1 стадий. Термин П. употребляется сейчас для обозначения легкоатлетического пятиборья и еще чаще — современного пятиборья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий