вторник, 17 декабря 2013 г.

Правила жизни Василия Алексеева

 

Чтобы превзойти соседа в силе, я со всей округи натаскал домой около тонны разных колёс, шестерёнок и гирь. И как только выдавалось свободное время, брался за эти "железки". К сожалению, времени для баловства (с точки зрения родных, моё увлечение не имело смысла) было мало. Упражнялся я редко. Больше приходилось иметь дело с лесом...
Жизнь среди людей мужественных профессий — лесорубов, сплавщиков, плотогонов, мехтрелёвщиков — мне, подростку, очень нравилась. Я ночевал под открытым небом, на плотах. На зорьке ловил к завтраку рыбу и слушал таинственный и величественный шум леса... Кстати, я не переношу ничего шумного — это меня раздражает. Но вот шум тайги для моего сердца, словно бальзам...
Не знаю, чем я больше занимался — учёбой в институте или работой грузчика в порту. Мы сколотили комплексную бригаду студентов-грузчиков и трудились на совесть — ударно! Приятно было чувствовать себя не "бедным студентом", а рабочим человеком, неплохо зарабатывающим на жизнь.
У меня никогда не было тренера. Я сам себе и тренер и воспитатель. Мне посчастливилось в институте тренироваться с ребятами, которые не были мастера ми спорта, но обладали прекрасной техникой. Это были виртуозы, взять Игоря Лаврентьева. Я моментально это дело уловил. И стал лидером. От соревнования к соревнованию я рос буквально прыжками кенгуру.
Самое главное — тренироваться с удовольствием и по самочувствию. Если чувствуешь себя плохо - иди тренируйся, а если чувствуешь хорошо - нагрузку давай в два-три раза больше.
Мне легче переносить злословие, чем популярность. Она на меня действует плохо. Тяжело дышать и работать... С тех пор, как стал рекордсменом мира, чемпионом, моя жизнь изменилась до неузнаваемости. Слава — она, знаете ли, не лекарство. Я не хочу быть её пленником. Она, когда "навалится", страшно ломает. Поэтому я и стараюсь не реагировать на почести, как не реагирую на удары судьбы. Не позволяю, чтобы слава меня оглушала. Хочу быть таким же человеком, как все...
Я, к примеру, ещё не знаю, что такое отдых в отпуске, а мне уже тридцать четыре года. Я не был ни в одном санатории, ни на одном курорте. Хотя подлечиться и отдохнуть мне не мешало бы. Но я лечу свои травмы в процессе тренировок. Как говорится, клин клином вышибаю. Может, это и не гуманно по отношению к своему здоровью, но на отдых и лечение у меня просто нет времени. После перерыва в тренировках трудно восстанавливать спортивную форму. А я как капитан сборной вынужден всегда быть готовым к соревнованиям... 
Я не понимаю тех, кто, сойдя с помоста, неуважительно отзывается о нашем мужественном виде спорта. Будто бы не штанга прославила их на весь мир.
Это большое счастье — прославлять свою страну спортивными победами, рекордами. Ведь это только кажется, что мне всё даётся легко. На самом деле надо перевернуть горы металла, прежде чем прибавишь к рекорду хотя бы 500 граммов.
Я всегда стремлюсь выигрывать, потому что уважаю свой народ. Своими победами я подчёркиваю успехи своей страны. А доказывать этим, что советский народ лучше, чем американский, во время тяжелоатлетических соревнований — такая цель передо мной никогда не стояла.
Мое мнение остается неизменным: если брать пробу на допинг, то у всех. Или не брать — опять же у всех.
Когда взбираешься на высшую ступень, то надо помнить, что завоевать титул чемпиона легче, чем удержать его. Многие уповают на талант, а тут нужен именно характер. Крепкий характер! Я считаю, что успех всех успехов заключается в тренировке. Звание легче удержать, если у тебя есть запас прочности. А это даётся только трудом, повседневной работой над собой.
Не мне судить, всё ли я сделал, что мог. Но я трудился и тружусь, не щадя себя. Жизнь у меня не была спокойной даже тогда, когда побеждал с большим преимуществом. Всегда находились молодые и сильные соперники. И дома, и за рубежом. Поэтому я был обязан постоянно поддерживать спортивную форму на рекордном уровне.
Люблю жену, сыновей, с удовольствием слушаю музыку, увлекаюсь садоводством. Люблю также охоту, рыбную ловлю, литературу. Но самое приятное для меня занятие — что-нибудь мастерить.
Книги — это единственная пища, которой мне не хватает. У меня большой аппетит на чтение.
Я очень подвижен с раннего детства. Видимо, это особенность моего организма — от движения получаю удовольствие. Сейчас я играю в настольный теннис до тридцати партий в день и своего веса не чувствую. Он меня не обременяет.
Когда нахожусь за рубежом, всегда чувствую себя посланником советского спорта. Я рассказываю правду о нас и о нашей стране. Это дело для меня особо важное и почётное. С хорошим настроением иду говорить с журналистами. Знаю, найдутся такие, которые будут меня на чём-нибудь ловить, подсовывать шпильки. И я иду с ними сражаться, иду как на рекорд — у меня есть ещё один подход!
Если я чего захочу, то непременно добьюсь. Каких бы жертв мне это ни стоило... Чем сложнее обстановка, чем опаснее противники, тем я больше расправляю крылья. Наперекор всему!
Вот понаставили зеркала в залах. Они хороши для модниц, но не для тренирующихся атлетов. Когда атлет смотрит в зеркало, он отключается, а нужно уходить в себя. В зеркале же, кроме своего отражения, ничего не увидишь. Значит, технику упражнения не поймёшь и не поймаешь, методику не осмыслишь. Мой совет: на тренировках нужно думать, думать и думать!
Мы часто видим следствие, а не причину недостатка. Если атлет не умеет толкать, то за счёт бездумного выполнения множества толчков он никакого улучшения не добьётся. А вот если ему подобрать нужное упражнение, чтобы укрепить определённую группу мышц, то тогда будет положительный эффект. Никто не может понять, что упражнение, которое внешне даже рядом с толчком не "лежит", влияет на него кардинальнейшим образом.
Думаю, я единственный тяжеловес, который подтягивался 12 раз. Тогда, я замечу, вес у меня был 126 кило.
Мне кажется, иным талантливым атлетам не хватает... травмы. Да, да. Такой травмы, которая выбила бы их на год, чтобы было время всё взвесить, всё обдумать. Я ведь тоже не был бы таким, как сейчас, если бы не травмировал спину. Полтора года мучился, всё переосмысливал... После несчастий сильные люди выкарабкиваются и становятся, если могут, большими спортсменами. Которые покрепче — выгребают, находят путь наверх...
Волнуюсь ли я? А как же! Без волнения ни в чём не преуспеешь. В спорте без азартного волнения не может быть ни побед, ни рекордов. Когда я перед выступлением слишком спокоен, то взбадриваю себя горячим кофе. Нужно, чтобы пульс был не менее восемнадцати ударов в десять секунд
Предсоревновательное волнение очень опасно. Я его, конечно, тоже испытываю. Иногда успокаиваю себя: всё совершается в силу необходимости, а потому — чему быть, того не миновать...
Больше всего волнует ожидание. Тяжеловесы ждут дольше всех — они ставят в чемпионатах последнюю точку. Это обычно делаю как раз я. И пока соревнуются другие, я с трудом выношу грохот штанги, монотонный голос судьи-информатора. Мне всё бросается в глаза, и всё, признаюсь, нервирует.
Замечаю, что некоторые талантливые атлеты занимаются больше "накачкой" мышц ради их формы и что это увлечение мешает им поднимать предельные веса. Они мало думают о том, как защитить честь советского спорта за рубежом. Что толку от их красивых фигур?
Что скрывать, — спортсмену, равно как и артисту, необходимо признание. Хороший артист владеет публикой. Спортсмен сперва заставляет её удивляться, затем волноваться за избранника и любить его в конце концов — за мастерство, силу и отвагу. Хочется удивлять мир чем-то невероятным. Тогда тебя признают. Ради этого стоит работать в поте лица.
Трудности выковывают характер. Сейчас тяжелоатлеты в залы приходят, а я зимой тренировался в подвалах, летом — на улице, и все это закаляло, придавало целеустремленности. Посмотришь, нынче ребята как на подбор: талантливые, здоровые, кормят их до отвала, но рекордов-то нет... Казалось бы, ну что им мешает, а они... просто не тренируются. Лодырь на лодыре — меня это поражает и обижает.
Лучше меня тяжелую атлетику не знает никто.
Я на себе, как Павлов на собаках, десятки, если не больше, методик испробовал. Конечно, многое понял и многому научился, плюс везде и всюду смотрел, сравнивал, анализировал и у спортсменов, которые чем-то от других отличаются, перенимал то, что мне нравились, и проверял опять-таки на себе.
Я никогда не разрешал переступать через штангу, ставить ногу на гриф — это к любимому снаряду неуважение. Для меня поставить ногу в ботинке на штангу, которую потом берешь на голую грудь, — все равно, что залезть с ногами на стол: это невоспитанность просто, а так делают многие, можно сказать, все. Меня такие вещи коробят...
Я первый придумал чай пить на тренировках. Из института приходил голодный и сразу за штангу, но желудок-то без еды бастовал, поэтому после двух упражнений выйду из зала, чаю попью и назад, и когда уже в сборной был, никто чай не пил, а я самовар приобрел и чаевничал.
Другие на спор бросают, а я закурил.
Люблю находиться в семье, уработанный, натруженный, когда всё болит от напряжённой работы. А вот нерабочие дни меня огорчают... А ещё стараюсь быть самим собой. Во всём. С детских лет. Эта черта моего характера — нелёгкая, не всем по нраву. В жизни куда легче ко всему приспосабливаться — ни забот, ни хлопот. Живёшь, как все, и спрос с тебя обычный. Но разве так добьёшься чего-нибудь стоящего? Я стараюсь до всего доходить своим трудом, своим умом.
У меня не было конкретного тренировочного плана. У меня был перечень упражнений, и я выбирал из него, что хочу делать. Если у меня сегодня летит штанга, я столько «напашусь» в этом упражнении, пока меня не затошнит. Потом неделю отхожу и делаю что-то другое. Потом, когда отойду, это сразу дает прирост. Если себя не перегружать или не рисковать, как можно пробить организм?
Я один буду бороться против миллиона тренеров, которые выступят против меня. Потому что я проверил эту методику на себе. Такие качества, как скорость, быстрота - нарабатываются. С какой скоростью спортсмен приседает, с такой он снимает штангу с помоста.
Я самый обычный человек, а не какой-то феномен или, как вы говорите, "сверхчеловек". Просто мне, может быть, чуть-чуть повезло — я имею в виду природную силу...
Уверен, никто не бросал штангу за голову. Я выходил тренироваться на природу и кидал 140 кг за голову рывковым хватом всю тренировку.. Штанга залезет в грязь - грифа не видать... Я ее опять и опять прицепляю и кидаю... Кто из современных штангистов тренировался на улице? Я тренировался в Подольске на открытом воздухе в снег и дождь.
Тренироваться можно везде, где есть помост. Я и дома тренировался и зимой и летом, не заходя в зал. В Рязани загружал штангу в машину и выезжал в лес. Мясо, мангал, дрова, шашлыки и «литру-ха». «Отпахал» и получил результат: то ли тренировался, то ли отдыхал. А к Спартакиаде народов СССР готовился на речке. Поднял - и нырь в воду. Плаваю минут десять. Вышел, опять поднял. Семь мировых рекордов ведь не просто так дались... Я не знал: или я плавал, или тренировался. Но тоннаж-то тот... Кто сейчас так тренируется? Кто что-нибудь приду мал? Зал - и одно и то же... Искать надо. Чтобы ребятам было интересно.
Идет штанга в упражнении - «напашись». Не идет - делай что идет.
Будучи главным тренером сборной СССР, я выгнал Игоря Садыкова за то, что он поднял на тренировке 190 кг вместо запланированных 170. У меня никто никогда не поднимал веса, которые не были запланированы. Он трижды нарушил план, и я его выгнал.
Если у меня не шло упражнение, я придумывал другую интенсивность и разные способы подъема. И я пробивал упражнение. Отличное средство - волейбол. Это прыжки, это скорость. С весом 160 кг и со свинцовым поясом 13 кг четыре часа играл в нападении. Сколько прыжков я совершал за четыре часа? Я и штангу поднимал с поясом. На руки цеплял 7 кг, на грудь 15 кг. В общей сложности мой вес был 200 кг. Кто-нибудь что-нибудь подобное придумал?
Я жертвовал многим ради того, чтобы поднимать штангу. По восемь часов в день тренировался. Это не каждому дано.
Берешь кувалду и бьешь быка по голове. Убиваешь. Берешь малокалиберную винтовку с диаметром ствола 5,6 мм - тот же самый результат. За счет скорости движения пули. Мышцу надо суметь научить сокращаться во много раз быстрее, чем выполняются с монотонной скоростью тяги и приседания. Они дают прирост силы, но не дают результата в классике. Штангу в классике надо поднимать намного быстрее, чем в тягах и приседаниях. В Ванкувере одна наша спортсменка штангу до колен минуту тянула... Кто ее так научил поднимать?
Физически были намного сильнее меня - и в стране, и за рубежом. Особенно в приседаниях, тяге. Но в технике подъема штанги, в скорости ее подъема мне равных не было. Я умудрялся все мышцы вложить в этот подъем, а в первую очередь силу характера, духа. У нас много спортсменов, которые всю силу оставляют на тренировочном помосте и не доносят ее до соревновательного. Выходят туда и ничего не соображают. Был герой дома, а теперь дрожит весь. И это бывает не просто часто - поголовно. Человек слаб характером, ему нужно думать о том, как донести силу до победы. Надо тренировать характер любыми методами. В силе духа вся сила. И как она измеряется - нет такого прибора...
В жизни я совсем не грозный, я пушистый. Мне многие говорят: у тебя тяжелый характер. А на каких весах это можно измерить? Я считаю, у меня нормальный характер. У меня очень много друзей, они тянутся ко мне, и никто не считает меня тяжелым человеком. Кто-то слепил образ, и пошло...

Комментариев нет:

Отправить комментарий