Павел Цацулин — олицетворение успеха отечественного человека в мире западного фитнеса, «царь гирь» в США, основатель школы силы StrongFirst. Зожник публикует перевод (да, оригиналы от Цацулина — на английском) его текста о базовых принципах развития силы, на которых основаны программы его школы.
Существует много способов, чтобы стать сильным. Большинство из них - среднего уровня, некоторые — довольно эффективны, и лишь единицы — дают экстраординарный результат.
Советская школа
Советская олимпийская тяжелоатлетическая школа — как раз из последних. Имена Власова (вот тут — самая
подробная биография великого Власова), Алексеева и многих других советских чемпионов того периода высечены камнем в истории тяжелой атлетики. Некоторые из их рекордов, например, принадлежащие Варданяну и Захаревичу, остаются недосягаемыми для других спортсменов уже более 30 лет.
Давид Ригерт, олимпийский чемпион и многократный чемпион мира по тяжелой атлетике вспоминает: «Я далеко не в восторге от болгарских 17-летних чемпионов. Они очень быстро перегорают. Я считаю, что тяжелая атлетика — это спорт для взрослых мужчин… Наша школа тяжелой атлетики прошла проверку временем. Василий Алексеев, например, не знал поражений почти 10 лет. Более того, он продолжал ставить мировые рекорды в возрасте 36 лет!»
Давид Ригерт готовится к подходу.
«Мне точно не на что жаловаться», — продолжает Ригерт, который за 10 лет побил 63 мировых рекорда. Через несколько лет после того, как он оставил профессиональный спорт, чтобы стать тренером, Давид решил мотивировать одного из своих подопечных, обладателя мирового рекорда для супертяжелого веса на тот момент, принять участие в соревнованиях по чистому взятию штанги на грудь. Обладающий гораздо большим весом Ригерт, который не занимался тяжелой атлетикой 4 года за исключением демонстрации выполнения упражнения своим подопечным, добился тех же результатов, что и юный чемпион…
Рудольф Плюкфельдер
Тренер Давида Ригерта Рудольф Плюкфельдер стал олимпийским чемпионом в 36 лет, это достижение никто не может повторить до сих пор. Сегодня Плюкфельдер, которому далеко за 80, время от времени выполняет прыжки со сгибанием ног с весом 200 фунтов! Вот это действительно стойкая силовая подготовка.
Система не имеет одного-единственного автора, она появилась на свет в результате сотрудничества Медведева, Воробьева, Черняка и прочих специалистов, многие из которых в прошлом сами были чемпионами. Несмотря на существование ряда различий во взглядах на определенные моменты, эти спортивные тяжеловесы разделяли следующие принципы:
1. Большой объем работы при нагрузке в 70-80% от максимума — основа силовой подготовки
Юрий Власов так объясняет этот принцип: «Увеличение нагрузки ведет к сохраняющимся длительное время (структурным и функциональным) изменениям, которые служат основанием для прогресса силовых навыков. Конечно, сила в то же время растет, однако не слишком быстро. Затем повышение интенсивности позволяет быстро достичь новых результатов. Однако сама по себе высокая интенсивность работы не приводит к глубокой адаптации организма».
Львиная доля адаптивного эффекта возникает при работе с весами средней тяжести. Половину своего времени советские атлеты посвящали работе с весами в 70-80% от максимальной нагрузки на 1ПМ (подробнее про 1ПМ — читайте в тексте «
Все об одноповторном максимуме«).
2. Нагрузки должны постоянно меняться
На Западе ключевой термин при планировании развития силовых навыков — последовательность. На Востоке это же место занимает «изменение».
Возможно, это покажется вам безрассудным, но советская система не была заточена под улучшение результатов для одного повторения. Там, где американский спортсмен стремится улучшать собственные показатели для одного повторения, в советской системе тренер разрабатывал удивительный набор упражнений, который точно не подразумевал линейный рост нагрузки.
А популярнейшая на Западе схема «три недели роста нагрузок с одной неделей отдыха» в Советском союзе практиковалась только начинающими спортсменами. Профессиональные советские тяжелоатлеты не занимались увеличением нагрузки каждую неделю, чтобы через три недели оказаться максимально вымотанными, а на четвертую неделю заниматься чем-то абсолютно другим. Интенсивность тренировок менялась неожиданно, но не так резко.
Профессор Аркадий Воробьев выяснил, что неожиданные изменения нагрузки при тренировках оказывает большее влияние, чем что-либо еще. Классический эксперимент исследователя из его группы, А. Ермакова показал, что «прыжки» нагрузки оказывались на 61% эффективнее программ подготовки с планируемым постепенным увеличением нагрузки.
3. Выполняйте от 1/3 до 2/3 от максимального количества повторов, которое вы можете выполнить при данной нагрузке
В большинстве случаев советские тяжелоатлеты выполняли от 1/3 до 2/3 от повторного максимума, будь это приседы, броски или жимы.
Обратите внимание, что представленная выше формула касается только весов в диапазоне 70-90% от максимальной нагрузки на одно повторение. Для весов больше 90% выполняются только одиночные повторы. Для весов легче 70% количество повторов обычно равняется 1/3 от максимально возможного.
Цацулин о своей методике
Хотя олимпийская тяжелая атлетика не является областью моей специализации, я слежу за этой областью, так как методы, разработанные советскими специалистами, имеют универсальных характер для любой силовой подготовки. Например, система подготовки знаменитой российской сборной по пауэрлифтингу разработана Борисом Шейко, который в прошлом работал с тяжелоатлетами. Если вы следите за моей работой, для вас очевидно, что мои наиболее эффективные программы во многом опираются на принципы, описанные выше и впервые обнаруженные величайшими умами Олимпийской тяжелой атлетики.
Несмотря на успех ряда моих программ, долгое время я оставался неудовлетворенным результатом, так как не видел возможности использовать многие величайшие достижения советской науки в области тяжелой атлетики помимо подготовки тяжелоатлетов к соревнованиям, особенно когда дело касалось колебаний нагрузки. Некоторые схемы чередования нагрузки были слишком сложны для разделения на составные части и последующего сбора под нужды кого-либо, кроме редких новичков.
Многие приемы не срабатывали при работе с гантелями. Но я не терял надежду, стараясь разработать алгоритмы, которые позволят любому разумному человеку без особых знаний в данной области создать удивительно эффективный план развития силовых навыков, используя вес гантелей, гири, собственного тела и чего бы то ни было, который бы полностью отвечал методологии, которая принесла Олимпийской сборной России столько золотых медалей.
Результаты работы по программе Цацулина
13 спортсменов начали подготовку с максимума в 40 кг при выполнении армейского жима стоя с гантелями в каждой руке. Через 8 недель 11 из 13 подопечных смогли выполнить жим с весом 44 кг (два из них добились еще больших результатов, но один из этих двоих утверждал, что его начальный уровень нагрузки был ближе к 44, а не к 40 кг).
При использовании той же программы для женщин треть из них смогла улучшить результат с 20 до 24 кг, а остальные отлично справлялись с весом 20 кг. Любой, кто когда-либо выполнял армейский жим и достиг уровня, при котором последующий прогресс заметно замедляется, скажет, что это очень хороший результат. Вы используете небольшие мышечные группы с высокой нейробиологической эффективностью, которые, в отличие от, например, мышц ног, очень «неохотно» повышают свои силовые возможности.
Многие из моих подопечных отмечали, насколько неожиданными и практически случайными казались им изменения нагрузки изо дня в день и от недели к неделе.Если провести аналогию, американская программа похожа на фотографию, а русская — на яркую картину импрессиониста.
Опытный взгляд легко увидит логику в программе для пауэрлифтеров, российская же программа, если изучить ее внимательней, кажется хаосом. Помните сцену в музее в фильме «Феррис Бьюллер берет выходной»? Кэмерон оказывается перед картиной Джорджа Серра. Его взгляд не сфокусирован и изображение маленькой девочки теряется в море цветных пятен. Чтобы увидеть картину целиком, нужно отойти подальше, чтобы из набора хаотичных пятен проявилось потрясающее произведение искусства.
В качестве иллюстрации Павел поместил фрагменты картины Серра и программы тренировки на одну картинку: