Известно, что цепь рвется в самом слабом звене. Так же и в движениях: всегда есть «слабое звено», из-за которого не получается эффективно и/или безопасно выполнить определенное двигательное действие. Это слабое звено – какое-то физическое качество или навык: слабая мышечная группа, недостаточная подвижность или плохие координационные способности.
Например, недостаточная подвижность в голеностопном суставе не даст присесть, не отрывая пятки, слабые разгибатели позвоночника – удержать спину ровной, а некоординированная работа мышц бёдер приведет к «завалу» коленей вовнутрь при вставании. Таких примеров масса, как для спорта, так и для движений в обычной жизни.
Часто предлагают решать проблемы последовательно: провести тестирование, найти слабые звенья и ликвидировать их: что негибко – растянуть, что недостаточно сильно – укрепить, если не удаётся обеспечить некий элемент сложного движения – освоить сначала его.
У меня видение этой ситуации иное. Для начала – образное сравнение.
Допустим, взялись четыре мужика нести шкаф. Условие – нести ровно. Трое – одинаково сильные, четвертый – дрищ. Шкаф наклоняется, нести невозможно.
Есть два варианта решения задачи.
Первый: пока откладываем работу и отправляем дрища в качалку. Трое остальных пока ничего не делают, отдыхают. Когда четвертый подкачается, принимаются за работу.
(Такой поход реализуется, когда, к примеру, при завале коленей предлагают сначала усилить мышцы-отводящие бедро (например, в тренажерах), при слабой спине – закачать вначале ее (ну и т.д.), а потом уже браться за приседание).
Второй. Берем шкаф полегче и пусть таскают вчетвером. Для трех сильных это ерунда, а четвертый будет напрягаться прилично. Будет напрягаться – станет сильнее. И так, потихоньку, с увеличением веса, сила всех четырех участников выровняется.
(Этот образ – не только про недостающую силу, он – про любое «слабое звено»: недостаточную гибкость, ловкость, координированность).
Мне такой подход видится рациональнее: если для выполнения некого двигательного действия требуется целый комплекс физических способностей, разумно начинать пытаться выполнять это действие сразу, но в такой технике и с такими нагрузками, которые позволят сохранить контроль и исключить риски. Например, приседать без отягощения, в четверть приседа, придерживаясь руками за опору перед собой, подложив что-то под пятки для начала. Затем постепенно усложнять задачу, контролируя всё: технику, скорость, ощущения.
Баланс физических качеств сформируется автоматически. Осваивайте движение целиком!
Примечание: я не против изолированных движений и тренажеров: для фитнеса, для начала работы с новичком, они зачастую палочка-выручалочка: просты, легки, комфортны, клиент чувствует, что все получается, он сразу в теме (в противоположность тому, как, осваивая что-то сложное, чувствует себя каким-то мешком с соломой: рыхлый, кривой, заваливается постоянно куда-то набок. Это неприятно). Но это уже скорее психология, чем физиология тренировки.
Например, недостаточная подвижность в голеностопном суставе не даст присесть, не отрывая пятки, слабые разгибатели позвоночника – удержать спину ровной, а некоординированная работа мышц бёдер приведет к «завалу» коленей вовнутрь при вставании. Таких примеров масса, как для спорта, так и для движений в обычной жизни.
Часто предлагают решать проблемы последовательно: провести тестирование, найти слабые звенья и ликвидировать их: что негибко – растянуть, что недостаточно сильно – укрепить, если не удаётся обеспечить некий элемент сложного движения – освоить сначала его.
У меня видение этой ситуации иное. Для начала – образное сравнение.
Допустим, взялись четыре мужика нести шкаф. Условие – нести ровно. Трое – одинаково сильные, четвертый – дрищ. Шкаф наклоняется, нести невозможно.
Есть два варианта решения задачи.
Первый: пока откладываем работу и отправляем дрища в качалку. Трое остальных пока ничего не делают, отдыхают. Когда четвертый подкачается, принимаются за работу.
(Такой поход реализуется, когда, к примеру, при завале коленей предлагают сначала усилить мышцы-отводящие бедро (например, в тренажерах), при слабой спине – закачать вначале ее (ну и т.д.), а потом уже браться за приседание).
Второй. Берем шкаф полегче и пусть таскают вчетвером. Для трех сильных это ерунда, а четвертый будет напрягаться прилично. Будет напрягаться – станет сильнее. И так, потихоньку, с увеличением веса, сила всех четырех участников выровняется.
(Этот образ – не только про недостающую силу, он – про любое «слабое звено»: недостаточную гибкость, ловкость, координированность).
Мне такой подход видится рациональнее: если для выполнения некого двигательного действия требуется целый комплекс физических способностей, разумно начинать пытаться выполнять это действие сразу, но в такой технике и с такими нагрузками, которые позволят сохранить контроль и исключить риски. Например, приседать без отягощения, в четверть приседа, придерживаясь руками за опору перед собой, подложив что-то под пятки для начала. Затем постепенно усложнять задачу, контролируя всё: технику, скорость, ощущения.
Баланс физических качеств сформируется автоматически. Осваивайте движение целиком!
Примечание: я не против изолированных движений и тренажеров: для фитнеса, для начала работы с новичком, они зачастую палочка-выручалочка: просты, легки, комфортны, клиент чувствует, что все получается, он сразу в теме (в противоположность тому, как, осваивая что-то сложное, чувствует себя каким-то мешком с соломой: рыхлый, кривой, заваливается постоянно куда-то набок. Это неприятно). Но это уже скорее психология, чем физиология тренировки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий