суббота, 1 октября 2016 г.

«Современный взгляд на специальную физическую подготовку хоккеистов»

 

Захаркин И. В. (зав. кафедрой теории и методики хоккея РГУФК, тренер ХК «ЦСКА» и сборной команды России по хоккею), Давыдов А. П., Крутских В.В., Черенков Д. Р. (кафедра теории и методики хоккея РГУФК), Павлов С. Е. 
В спортивной педагогике всегда считалось, что высокий уровень физической подготовленности спортсмена составляет основу для роста спортивного мастерства (А. Н. Крестовников, 1939, 1969; А. Д. Новиков, 1941, 1949; Л. П. Матвеев, 1953, 1964, 1967, 1997). Традиционно принято выделять основные физические качества спортсмена: сила, скорость (быстрота), выносливость, ловкость, гибкость. 

Сила большинством хоккейных специалистов воспринимается, как свойство мышц развивать максимальное усилие. Чаще всего авторы различают абсолютную и относительную силу (А. Ю. Букатин, Ю. С. Лукашин, 2000; В. П. Савин, 2003; Ю. В. Никонов, 2003; П. Твист, 2006). Абсолютная сила — это максимальное значение силы, проявленной в условиях изометрического напряжения или медленного движения с грузом (Ю. В. Верхошанский, 1997). Относительная сила (абсолютная сила, соотнесенная с массой тела индивидуума) понимается как характеристика, отражающая способность спортсмена справляться с массой собственного тела. Один из наиболее авторитетных отечественных специалистов в области теории и методики хоккея профессор В. П. Савин (2003) пишет: «Принято различать следующие виды силы: общую и специальную, абсолютную и относительную, скоростную и взрывную, силовую выносливость. Общая сила – это сила, проявляемая спортсменом безотносительно к специфическим движениям хоккеиста. Специальная сила – это сила, проявляемая спортсменом в специфических движениях, адекватных соревновательным». 

Скорость (быстрота) чаще всего понимается как способность индивидуума к совершению тех или иных двигательных актов в кратчайшее время (Ю. В. Никонов, 2003). В. П. Савин (2003) под быстротой (или скоростными способностями) понимает «… комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции». Принято различать основные виды скоростных способностей: быстроту простой и сложной реакции; быстроту выполнения отдельных двигательных актов; быстроту, проявляемую в темпе (частоте) движений (В. М. Зациорский, 1976; Л. П. Матвеев, 1977; А. Ю. Букатин, Ю. С. Лукашин, 2000; В. П. Савин, 2003). Некоторые авторы выделяют «взрывную скорость» — способность спортсмена к достижению максимальной скорости движения в кратчайший промежуток времени (П. Твист, 2006). 

Выносливость большинством понимается как способность организма к длительному выполнению работы. В. П. Савин (2003) пишет: «Под выносливостью (в широком смысле) понимается способность человека противостоять утомлению в ходе выполнения работы». В спортивной педагогике принято выделять общую выносливость, специальную выносливость, скоростную выносливость. 

Понятие «ловкость» в теории и методике спортивной тренировки ассоциируется с понятием «координационные способности» (Л. П. Матвеев, 1977; В. П. Савин, 2003). В. П. Савин (2003) считает, что «координационные качества – это способность человека быстро овладевать новыми движениями (способность обучаться) и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки». 

Гибкость — это способность индивидуума выполнять различные движения с большой амплитудой (В. П. Савин, 2003; Ю. В. Никонов, 2003). Гибкость определяется морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата: эластичностью мышц, сухожилий и связок, суставных сумок, силой мышц, участвующих в движении; согласованностью рабочих мышц-синергистов и антагонистов; формой суставов; состоянием центральной нервной системы и другими факторами (В. П. Савин, 2003). 

В педагогической среде с давних пор бытовало мнение о том, что тренировка, направленная на развитие силы, способствует и совершенствованию быстроты (Д. М. Иоселиани, 1955; J. Kusinitz, C. Keeney, 1958; В. М. Дьячков, 1958, 1961; A. Hunold, 1961; В. П. Филин, 1962; В. В. Кузнецов, 1964, 1965; Н. А. Масальгин, 1966; Л. Н. Матвеев, 1967). А. В. Тарасов (1957, 1972) считал силу рук одним из важных факторов увеличения скорости вылета шайбы при выполнении бросков и ударов; Б. Майоров (1968) писал, что для того, чтобы хорошо бросить шайбу, нужно иметь сильные кисти рук. 

Однако, в многочисленных исследованиях была обнаружена несущественная зависимость, например, между скоростью движения и абсолютной силой мышц (F. Henry, 1965; D. Clarke, 1960; F. Henry, J. Whitley, 1961; D. Clarke, F. Henry, 1961; L. Smith, 1961; L. Smith, J. Whitley, 1963; J. Whitley, L. Smith, 1963). Целый ряд исследований свидетельствовал о специфичности характера силового проявления, определяемой спецификой вида спорта, уровнем спортивного мастерства, величиной и характером преодолеваемого внешнего сопротивления (А. А. Янчевский, 1958; С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская, 1965; Ф. М. Талышев, 1966; Н. А. Мосальгин, 1966; В. Ф. Бабанин и др., 1971). Было замечено, что статическая и динамическая сила не связаны между собой (А. С. Степанов, М. А. Бурлаков, 1963; В. И. Царапкин, 1968), причем изометрическая тренировка может не иметь положительного переноса на динамический режим (Meadous, 1959; R. Berger, 1960, 1962; F. Petersen, 1961, 1964; Weber, 1962; C. Gardner, 1963; F. Lindenburg, 1964), в то время как динамическая сила в большей мере связана с двигательными способностями, чем статическая (L. Larson, 1940, 1941; R. Berger, 1967). 

Наиболее прогрессивным спортивным педагогам (В. М. Дьячков, 1958, 1961; В. М. Дьячков, Г. И. Черняев, 1961; Ю. В. Верхошанский, 1963; И. П. Ратов, 1963; В. В. Кузнецов, 1964, 1967, 1972) давно уже было ясно, что при подготовке спортсменов необходимо подбирать такие средства, которые одновременно способствуют развитию двигательных качеств и совершенствованию двигательного навыка (техники) данного вида спорта. И уже давно отмечено, что при развитии, например, скоростно-силовых качеств необходимо выбирать такие средства, которые одновременно способствуют развитию двигательных качеств и совершенствованию двигательного навыка (техники) данного вида спорта (В. М. Дьячков, 1958, 1961; Ю. В. Верхошанский, 1963; И. П. Ратов, 1963; В. В. Кузнецов, 1964, 1967, 1972). Ю. В. Никонов (2003) утверждает: «… Малая взаимосвязь между отдельными формами проявления скоростных качеств значительно снижает возможность переноса тренированности с одних упражнений на другие. Так, скорость бега на коньках и вне льда не зависят друг от друга, между стартовой и дистанционной скоростью также нет взаимосвязи, поэтому развивать их и совершенствовать надо целенаправленно…». Методическая концепция развития двигательных качеств в структуре основного спортивного упражнения была реализована в работах Ю. В. Верхошанского (1966, 1970) в форме «принципа динамического соответствия». В идеале, для получения максимального тренировочного эффекта, структуры движений в упражнениях, призванных развить у спортсмена скоростно-силовые «качества», должны соответствовать структурам движений, выполняемых спортсменом в соревновательной деятельности. Так, Л. Персиваль (1957) с этой целью рекомендовал использовать утяжеленную клюшку. В практике тренировки хоккеистов с целью увеличения скорости полета нормальной шайбы при выполнении ударов и бросков, а также быстроты движения крюка с шайбой в процессе выполнения техники «ведения» целесообразно использовать утяжеленные шайбы. При этом указывалось на необходимость индивидуального подбора веса утяжеленной шайбы (В. П. Савин, 1974). И специалистам было известно, что «вес отягощения и темп движения связаны обратно пропорциональной зависимостью, иначе говоря, увеличение груза приводит к снижению темпа и быстрому развитию утомления. Поэтому в каждом конкретном случае следует выдать их оптимальное сочетание исходя из характера специализируемого упражнения» (Ю. В. Верхошанский, 1980). Были, в частности, определены условия выполнения спортсменами скоростной работы: «Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы основные усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения» (В. М. Зациорский, 1966). И, наконец: каждый вид спорта требует своего относительно ограниченного, специфического набора движений, обеспечивающего успешность соревновательной деятельности (С. Е. Павлов, 2008). 

В определении предмета всегда скрыто представление о его сущности и это представление определяет, в том числе — отношение к данному предмету и методические основы «работы» с данным предметом. Так, представление о наличии у спортсмена отдельных «физических качеств» формирует в сознании тренера понимание необходимости работы над этими «качествами». В соответствии с этим он выбирает такие средства, методы и методики, которые способствуют развитию «требуемых», по его мнению «качеств» и получает соответственный результат: при благоприятных тому обстоятельствах, его подопечные через определенный период начинают демонстрировать гораздо лучшие результаты в «общей физике». Потом тренер бесконечно долго ждет, когда же приобретенные «качества» скажутся в игре. А когда его команда раз за разом безнадежно проигрывает, начинаются разговоры про недостаточный психологический настрой команды, нежелание хоккеистов играть и т. п. 

На самом деле упомянутых выше самостоятельных «физических качеств» не существует. Есть отдельные характеристики сокращения отдельных мышц (в том случае, если эти «сокращения» изучаются в лабораторных условиях) или характеристики отдельных движений и целых двигательных актов сложного анатомо-физиологического механизма, которым, по сути, является человеческий организм. Более того, все эти характеристики в реальных движениях человека взаимосвязаны и взаимозависимы. И эта зависимость далеко не всегда положительна. Например, при преодолении значительных внешних сопротивлений снижаются характеристики координационной составляющей движения. Чем больше прилагаемое усилие, тем меньше скорость движения и его амплитуда (вынужденно ограничивается активная гибкость). Развитие максимальной динамической силы практически не влияет на состояние скоростной силы и быстроты движений неотягощенных звеньев тела. Вместе с тем, увеличение «быстрой» силы сопровождается приростом показателей быстроты движений как отягощенных, так и свободных частей тела. При этом серьезными исследователями, изучавшими особенности проявления «быстрой силы», всегда отмечалась сложная взаимозависимость скорости и силы (А. Н. Воробьев, 1977). Рост показателей статической силы влияет лишь на увеличение максимальной динамической силы, но не на скоростную силу и быстроту движений. Увеличение любого из силовых показателей не обеспечивает прироста силовой или скоростно-силовой выносливости (Шестаков М. П., Назаров А. П., Черенков Д. Р., 2000). Таким образом, взаимосвязи и взаимозависимости проявления и развития отдельных «физических качеств» по целому ряду причин не линейны и не могут быть представлены в упрощенном виде, как это пытается делать сегодня абсолютное большинство спортивных педагогов. 

В спортивной деятельности «физические качества» всегда выступают в не самостоятельно, а своими востребованными в этой деятельности долями. И этот комплекс с долевым участием «физических качеств» всегда направлен на достижение конкретного результата спортивной деятельности. Из сказанного следует постулат: абсолютные «физические качества» никогда не востребованы в спорте. 

В спортивной подготовке необходимо применять средства, методы и методики, обеспечивающие рост специальной тренированности спортсмена. И эти средства и методы тренер всегда должен выбирать исходя из специфики основной спортивной деятельности своих подопечных. Если в подготовке спортсменов вообще и хоккеистов в частности отталкиваться от системных физиологических реалий и расценивать проявляемые игроками в специфической деятельности (на льду) «физические качества», как характеристики этой самой деятельности (С. Е. Павлов, 2008), то становится понятным, что именно специфика игры в хоккей обуславливает требования к специфике тренировочных нагрузок, в том числе, тогда, когда речь идет о необходимости улучшения тех или иных «физических» характеристик игроков. Думающий тренер рано или поздно приходит к мысли о необходимости целенаправленного выбора средств и методов, в том числе, — «физической подготовки», перестает рассматривать последнюю, как самостоятельное направление спортивной тренировки, признавая и принимая единство различных сторон подготовки спортсмена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий